Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, контрольная работа
Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
10) принцип защиты имущественных
прав налогоплательщиков
от неправомерных действий
должностных лиц и
иного ущерба,
обязательность возврата из
11)
принцип предотвращения двойного
налогообложения и
12)
принцип публичности и
13)
принцип социальной ориентированности
налоговой политики (ст.7
Конституции провозглашает
2.Этапы
развития налоговой
системы России
2.1. Этап становления налоговой системы России (1991-1998 гг.)
До начала перестройки, в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.
Первые ростки налоговой системы появились в конце 80-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения государственной собственности под воздействием иных форм собственности вызвали необходимость введения налоговой системы. 6
Прежде всего, был этап становления. С принятием в конце 1991г. и вступлением в действие с 1 января 1992г. Закона «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.
Вступившая в действие с 1 января 1992г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие: 1) равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов; 2) разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти; 3) однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период); 4) приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; 5) установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.
Поэтому следующий этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения.
Первый
этап так же характеризуется снижением
всех основных социально-экономических
показателей, практически постоянным
ростом налоговой нагрузки, жесткой
(в большинстве случаев
Налоги
в рыночной экономике должны наполнять
бюджет, и экономическими методами
стимулировать развитие национального
хозяйства в заданном направлении.
Недобор налогов в РФ на 30-35% от
потенциально возможной налогооблагаемой
базы, в первый этап становления - стал
обычным явлением. Взаимные неплатежи,
недоимки, а также сокращение наличных
расчетов, массовые уклонения от чрезмерно
высокого налогообложения привели
отечественную налоговую
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы.
Современный этап развития налоговой системы - это этап реформирования. Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе, произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства..
Принятие
НК РФ позволило систематизировать
действующие нормы и положения,
регулирующие процесс налогообложения,
устранило такие недостатки существующей
налоговой системы, как отсутствие
единой законодательной и нормативной
базы налогообложения, многочисленность
и противоречивость нормативных
документов и отсутствие достаточных
правовых гарантий для участников налоговых
отношений. При этом, во-первых, было
законодательно установлены особые
условия, предъявляемые к актам
законодательства о налогах и
сборах, касающиеся, как содержания,
так и порядка их введения. Согласно
НК РФ органы исполнительной власти издают
нормативные правовые акты по вопросам,
связанным с налогообложением, только
в предусмотренных
В-третьих,
достаточно подробно были прописаны
общие правила исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов, регламентирован
процесс налогового администрирования
- комплекса форм и методов осуществления
налогового контроля, предусмотрен закрытый
перечень видов налоговых
Таким
образом, в ходе реформирования налоговой
системы, произошло немало позитивных,
радикальных изменений. Многие недостатки
прежней налоговой системы в
ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной
реформы были устранены, и в настоящее
время в Российской Федерации
в целом существует оптимальная
структура налогов, действия государства,
направлены на создание стабильного
налогового законодательства, устойчивых
налоговых баз и минимизации
возможного ухода от уплаты налогов.
Все это способствует тому, что
современная налоговая система
выполняет главное
Заключение.
В
рыночной экономике хорошо отлаженная
налоговая система - наиболее активный
рычаг государственного регулирования
социально-экономического развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической
Как
показало исследование, в процессе
нескольких этапов реформирования, действующая
российская налоговая система по
своей общей структуре, принципам
построения и перечню налоговых
платежей, приобрела очертания
С
самого начала построения налоговой
системы России был взят фискальный
ориентир. Налоговая система приобретала
конфискационный характер. Через
различные налоги у предприятий
изымалось до 85-90% прибыли. Основной
целью российской налоговой системы
была определена, прежде всего, ликвидация
дефицита бюджета. Это определялось
не только преобладанием монетаристского
подхода к ее построению в его
одностороннем понимании без
учета конкретных российских условий,
но и требованиями международных
финансово-кредитных
И хотя, многие недостатки прежней налоговой системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в налоговом законодательстве произошло немало позитивных, радикальных изменений, для того, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень много.
Ныне
основной недостаток налоговой системы
России состоит в том, что она
не достаточно увязана с развитием
экономики и деятельностью
Налоговая
система должна базироваться на оптимальном
сочетании интересов всех социальных
слоев общества - предпринимателей,
государственных служащих, пенсионеров
и других, которые имеют большие
различия в получаемых доходах. Налоговая
система призвана смягчать такие
различия путем прогрессивного налогообложения
доходов физических лиц, что четко
прослеживается в налоговых системах
Запада. Российская же налоговая система
не выполняет в достаточной мере
эту функцию, что является существенным
ее недостатком.
Список
используемых источников
Нормативно
правовые акты
1.Конституция Российской Федерации // от 12.12.1993г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.
2.Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998
3.Налоговый
кодекс РФ часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ
// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000,
№ 32, ст. 3340
Литература
4. Ваницкий Д.В., Белый В.С. Налоговое право России: Учебник для вузов / В.С. Белый М.: Инфра-М, 2009.-200с.
5. Демин А.В. Налоговое право России: Учебник / А.В.Деминм М.: ИНФРА-М, 2007.-230с.
6.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое
право России: Учебное пособие / И.Д. Еналеева
М.: «Статут»,2009.- 300с.