Принципы формирования налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Работа содержит 1 файл

Налоговая.docx

— 45.87 Кб (Скачать)
stify">       9) принцип обязательности уплаты  налогов,  учета  налогоплательщиков(ст.57  Конституции  устанавливает   обязанность  каждого   платить  законно   установленные   налоги   и   сборы)   и   неотвратимости  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

      10)  принцип   защиты   имущественных   прав   налогоплательщиков   от неправомерных   действий   должностных   лиц   и   иного   ущерба,       обязательность возврата из бюджета  неправильно взысканных  налогов          (ч.2   ст.8   Конституции   защищает   равным   образом   частную, государственную, муниципальную  и иные формы собственности);

    11) принцип предотвращения  двойного  налогообложения  и  неотягощения  налогового бремени.

    12) принцип публичности и гласности  информации в налоговых  отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право  граждан получать  информацию  любым законным способом,  за  исключением  сведений,  составляющих  государственную тайну);

    13) принцип  социальной  ориентированности   налоговой  политики  (ст.7         Конституции провозглашает Россию  социальным государством, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих  достойную  жизнь и свободное развитие  человека);

               
 

    2.Этапы  развития налоговой  системы России 

2.1. Этап становления  налоговой системы  России (1991-1998 гг.)

    До  начала перестройки, в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала  налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.

    Первые  ростки налоговой системы появились  в конце 80-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные  и совместные предприятия, а также  предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения  государственной собственности  под воздействием иных форм собственности  вызвали необходимость введения налоговой системы. 6

    Прежде  всего, был этап становления. С принятием  в конце 1991г. и вступлением в  действие с 1 января 1992г. Закона «Об  основах налоговой системы в  РФ» и соответствующих законов  по конкретным видам налогов, в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.

    Вступившая  в действие с 1 января 1992г. российская налоговая система была построена  на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых  являлись следующие: 1) равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических  интересов; 2) разграничение прав по введению и взиманию налогов между  различными уровнями власти; 3) однократность  налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный  период); 4) приоритет норм, установленных  налоговым законодательством, над  иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; 5) установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

    Поэтому следующий этап развития налоговой  системы можно характеризовать  как этап неустойчивого налогообложения.

    Первый  этап так же характеризуется снижением  всех основных социально-экономических  показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой (в большинстве случаев совершенно несоразмерной) ответственностью налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства, налоговой децентрализацией по введению большого числа региональных и местных  налогов, необоснованным созданием  на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем  налоговой дисциплины.

    Налоги  в рыночной экономике должны наполнять  бюджет, и экономическими методами стимулировать развитие национального  хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы, в первый этап становления - стал обычным явлением. Взаимные неплатежи, недоимки, а также сокращение наличных расчетов, массовые уклонения от чрезмерно  высокого налогообложения привели  отечественную налоговую систему  в состояние тяжелейшего кризиса. Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала новая налоговая  система, формирование которой началось осенью 1997 г. с принятием Закона «Об основах налоговой реформы в Российской Федерации», а в следующем году - первой части Налогового кодекса. 7 

2.2. Современный этап реформирования налоговой системы.

    Современный этап развития налоговой системы - это  этап реформирования. Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе, произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства..

    Принятие  НК РФ позволило систематизировать  действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, устранило такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной  базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных  документов и отсутствие достаточных  правовых гарантий для участников налоговых  отношений. При этом, во-первых, было законодательно установлены особые условия, предъявляемые к актам  законодательства о налогах и  сборах, касающиеся, как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях. В  связи с этим приказы, инструкции и методические указания органов  исполнительной власти по вопросам налогообложения  не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны  только для своих соответствующих  подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов  и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. НК РФ определяет исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов  и сборов и закрепляет, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом (п. 5 ст. 12 НК РФ). 8

    В-третьих, достаточно подробно были прописаны  общие правила исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов, регламентирован  процесс налогового администрирования - комплекса форм и методов осуществления  налогового контроля, предусмотрен закрытый перечень видов налоговых правонарушений, в целом, с учетом требований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». Полнота правового регулирования налоговых отношений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 года, в полном объеме глав части второй НК РФ. С введением в действие с 1 января 2001 г. части второй НК РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, была возложена обязанность уплачивать ЕСЕ, который объединил отчисления во внебюджетные фонды обязательного государственного страхования. Ставка ЕСН для индивидуальных предпринимателей определялась как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1. Тариф ставки был установлен п. 3 ст. 237 НК РФ, что трансформировало ЕСН в налог с оборота. В 2005 году Правительством страны было объявлено о завершении налоговой реформы. Последним серьезным изменением стало снижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% с одновременной ликвидацией льготной ставки налога в размере 10%. В 2005 года признается утратившим силу Закон РФ от 27. 12. 91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

    Таким образом, в ходе реформирования налоговой  системы, произошло немало позитивных, радикальных изменений. Многие недостатки прежней налоговой системы в  ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в настоящее  время в Российской Федерации  в целом существует оптимальная  структура налогов, действия государства, направлены на создание стабильного  налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации  возможного ухода от уплаты налогов. Все это способствует тому, что  современная налоговая система  выполняет главное предназначение - пополнение государственной казны. В то же время еще остается ряд  нерешенных проблем, о которых мы скажем в заключении.  
 
 

      Заключение.

      В рыночной экономике хорошо отлаженная налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

      Как показало исследование, в процессе нескольких этапов реформирования, действующая  российская налоговая система по своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей, приобрела очертания соответствующие  системам налогообложения юридических  и физических лиц, применяемым в  развитых странах с рыночной экономикой. На современном этапе завершения налоговой реформы, действия государства, направлены на создание стабильного  налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации  возможного ухода от уплаты налогов, на снижение налоговой нагрузки и  на усиление роли регулирующей и стимулирующей  функции налогов. Все это способствует тому, что основное предназначение налоговой системы - наполнение государственного бюджета налоговыми доходами - выполняется. Но такое положение дел существовало не всегда.

      С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система приобретала  конфискационный характер. Через  различные налоги у предприятий  изымалось до 85-90% прибыли. Основной целью российской налоговой системы  была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в его  одностороннем понимании без  учета конкретных российских условий, но и требованиями международных  финансово-кредитных организаций, которые  для предоставления кредитов поставили  условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита. Созидательный  аспект налогообложения фактически отсутствовал. Это приводило к  серьезным перекосам в инвестиционной деятельности, оттоку капиталов из отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для развития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения.

      И хотя, многие недостатки прежней налоговой  системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в налоговом законодательстве произошло немало позитивных, радикальных  изменений, для того, чтобы отечественная  налоговая система стала более  справедливой и нейтральной по отношению  к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень  много.

      Ныне  основной недостаток налоговой системы  России состоит в том, что она  не достаточно увязана с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой  взаимосвязи приводит к тому, что  налоговая система развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности  и банкротства. При этом предприятия  заинтересованы в получении минимальной  прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика становится затратной. Поэтому  налоговая система должна быть повернута  к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

      Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, государственных служащих, пенсионеров  и других, которые имеют большие  различия в получаемых доходах. Налоговая  система призвана смягчать такие  различия путем прогрессивного налогообложения  доходов физических лиц, что четко  прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система  не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.  

    Список используемых источников 

    Нормативно правовые акты 

    1.Конституция Российской Федерации // от 12.12.1993г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.

2.Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998

3.Налоговый кодекс РФ часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340 

    Литература

    4. Ваницкий Д.В., Белый В.С. Налоговое право России: Учебник для вузов / В.С. Белый М.: Инфра-М, 2009.-200с.

    5. Демин А.В. Налоговое право России: Учебник  /  А.В.Деминм М.: ИНФРА-М, 2007.-230с.

    6. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебное пособие / И.Д. Еналеева М.: «Статут»,2009.- 300с. 

Информация о работе Принципы формирования налоговой системы