Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, контрольная работа
Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Введение.
Не
смотря на то, что в последние
годы Правительством и Парламентом
страны, предпринимаются реальные позитивные
шаги по снижению налогового бремени,
по улучшению инвестиционного
излишне фискальный характер налоговой системы;
отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;
недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
частые изменения налогового законодательства и т. п.
Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. Но, тем не менее, она обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Таким
образом, актуальность темы обуславливается
необходимостью подведения предварительных
итогов налоговой реформы, важностью
продолжения реформирования налоговой
системы и налогового законодательства,
выработки принципов и
Также для современной России
актуальной остается задача
1.
Налоговая система
России: сущность
и принципы построения.
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов
Современная
российская налоговая система начала
складываться на рубеже 1991-1992 гг., в
период политического противостояния,
кардинальных экономических преобразований
и перехода к рыночным отношениям.
Отсутствие опыта правового регулирования
реальных налоговых отношений, сжатые
сроки, отпущенные на разработку законодательства,
экономический и социальный кризис
в стране - все эти факторы
Законодательные основы ныне действующей налоговой системы России были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены еще Законом РФ от 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы, в Российской Федерации» ныне утратившим силу с принятием нового ФЗ.
Чтобы судить об эффективности современной налоговой системы России необходимо, прежде всего, выяснить составляющие этой систем. Дело в том, что при анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня проблемой - нет единой трактовки понятий: 1) налоговая система и ее элементов; 2) система налогообложения и ее элементы.
Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов:
1) налоговые органы; 2) налоговое законодательство; 3) налоги; 4) пошлины; 5) сборы; 6) другие платежи.
Под
налоговыми органами понимаются органы,
участвующие в налоговых
В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы РФ.
1 Второй элемент налоговой системы - налоговое законодательство. Традиционно в советской теории государства и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.
Можно
предложить следующее определение.
Налоговое законодательство - совокупность
норм, содержащихся в законах РФ
и принятых на их основе законах
субъектов РФ, актов представительных
органов местного самоуправления, устанавливающих
систему налогов и сборов, общие
принципы налогообложения и сборов,
основания возникновения, изменения
и прекращения отношений
Следующий элемент - налоги. Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников - налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником, являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ, не был ниже 82-83% всех государственных доходов.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Денежные
средства, вносимые в виде налогов,
не имеют целевого назначения. Они
поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство
не предоставляет
Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции: 1) Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); 2) Государственное регулирование экономики (регулирующая функция); 3) Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); 4) Стимулирующая функция.2
Во
всех государствах, налоги в первую
очередь выполняют фискальную функцию
- изъятие части доходов
Пошлины и сборы. В отличие от налогов, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.
К
понятию «другие платежи» относят
обязательные отчисления в государственные
внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный
фонд, Фонд медицинского страхования,
Фонд занятости, Фонд социального страхования,
дорожные федеральный и территориальные
фонды. По своей социально-экономической
сущности отчисления во внебюджетные
фонды носят сугубо налоговый характер.
1.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом даноопределение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по
3)
принципы установления, введения
в действие и прекращения
действия ранее введенных
4)
права и обязанности
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) и их должностных лиц.3
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.