Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:32, курсовая работа
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ……...…4
Классификация налогов…………………………………………………...….4
Сущность и назначение косвенных налогов……………………………..…7
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ……..…..11
2.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………………..11
2.2Акцизы……………………………………………………………………...…15
2.3 Таможенные пошлины……………………………………………...……….17
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ…........................................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..36
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ……...…4
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ……..…..11
2.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………………..11
2.2Акцизы………………………………………………………
2.3 Таможенные пошлины……………………………………………...………
ГЛАВА
III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННЫХ
НАЛОГОВ В РФ….................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..……38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система - важный элемент экономики
государства - служит также мощным стимулирующим
или, наоборот, угнетающим фактором деятельности
любого экономического субъекта.
Налог-это обязательный
взнос, осуществляемый плательщиком в
бюджет определенного уровня или во внебюджетные
фонды. Порядок внесения и размер суммы
взноса устанавливается законодательством.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с бюджетами всех уровней.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, а также формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей, предприятий
независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно-правовой
формы предприятия. Налоги призваны формировать
финансовые ресурсы государства, в бюджетной
системе и внебюджетных фондах и необходимых
для осуществления собственных функций
(оборонных, социальных, природоохранных
и др.), в этом заключается их основная
роль.
Градация
налогов на прямые и косвенные напрямую
зависит от порядка и исчисления и определения
объекта налогообложения, при том именно
косвенные налоги формируют большую часть
российского налогового бюджета, что само
по себе предопределяет пристальное внимание
к проблемам механизма их функционирования
и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей
работы является комплексное исследование
косвенных налогов в РФ и перспектив их
развития.
ГЛАВА I. КОСВЕННЫЕ
НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ
Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Назначение
классификации налогов
Классификационные признаки являются
объективными критериями разграничения
налогов, предопределенными самой экономической
природой налога как такового.
Налоги, входящие в налоговую систему
РФ, классифицируются:
1.По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие
на плательщика, которые не могут быть
переложены в сфере обращения и связаны
с результатом финансово-хозяйственной
деятельности, оборотом капитала и пр.
(налог на прибыль предприятий, подоходный
налог, налоги на имущество и пр.)
- косвенные – налоги на товары и услуги,
устанавливаемы в виде надбавки к цене
или определяются в зависимости от размера
добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы
конечным потребителем (НДС, налог с продаж,
акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию
ГСМ)
2.По субъекту налога:
- с физических лиц (подоходный налог, налог
на имущество физ. лиц и пр.)
- с юридических лиц (налог на прибыль,
налог на имущество юр. лиц, пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в
государственные социальные внебюджетные
фонды, таможенные пошлины)
3.По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль
предприятий, подоходный налог с физ. лиц,
взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды и пр.)
- региональные (налог на имущество организаций,
дорожный налог, налог с продаж и пр.)
- местные (земельный налог, налог на имущество
физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
4.По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах
бюджета при направлении их на расходы(НДС,
налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов
к конкретным видам расходов бюджета (дорожный
налог, земельный налог, взносы во внебюджетные
фонды,пр.)
5.По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые
в себестоимость продукции (ресурсные
платежи, взносы во внебюджетные фонды
социального характера, лесной налог и пр.);
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые
в выручку (это косвенные налоги) (НДС,
налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
- финансовый результат (налог на рекламу,
налог на имущество предприятий, земельный налог);
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на
прибыль или доход юридических и физических
лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный
налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход);
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые
в бюджет за счет прибыли, после уплаты
налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение
налогового законодательства).
6. По объекту налогообложения:
-имущественные
-ресурсные (рентные)
-с доходов
-налоги на потребление
-с отдельных видов деятельности, операций
7. По методу исчисления:
-прогрессивные / регрессивные;
-пропорциональные / линейные;
-ступенчатые / твердые;
8. По способу обложения:
-кадастровые / безналичные;
-декларационные / налично-денежные;
9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер определяется
исходя из потребностей в финансировании
конкретных видов расходов (строительство
дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет);
- количественные – учитывают финансово-экономические,
имущественные возможности
10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной
основе закреплены за данным бюджетом;
- регулирующие – поступающие из вышестоящего
бюджета в целях погашения дефицита бюджета.
11.По порядку ведения:
- общеобязательные – устанавливаются
федеральным законодательством и взимаются
на всей территории страны (НДС, акцизы,
налог на прибыль, подоходник, налог на
имущество и пр.).
- факультативные – вводятся нормативными
актами субъектов РФ или местными органами
самоуправления (налог с продаж, единый
налог на вмененный доход).
Налоговая
система большинства стран
Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.
В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.
Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.
В-третьих,
потребление более-менее
В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения.
С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.
С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены.
Очевидно,
что косвенные налоги осуществляют
тем большее влияние на общий
уровень цен, чем больший объем
производимых в стране товаров они
охватывают, чем выше их ставки. Исследования
экономистов свидетельствуют
При
некоторых условиях косвенные налоги,
в отличие от прямых, благоприятнее
влияют на процессы накопления, так
как они в меньшей степени
затрагивают прибыль
Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.
Кроме
того, вследствие более-менее равномерного
потребления, косвенные налоги снимают
напряжение в межрегиональном
Косвенные
налоги имеют непосредственное влияние
на само государство. Используя все
свои возможности, оно должно способствовать
развитию производства и тем самым
увеличить объем реализации, а
следовательно и поступлений
в бюджет. То есть, можно утверждать,
что косвенные налоги играют стимулирующую
роль. Государство посредством косвенных
налогов может регулировать процесс потребления.
ГЛАВА II.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
2.1 Налог
на добавленную стоимость
Одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.
Информация о работе Перспективы развития косвенных налогов в РФ