Особенности налогообложения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в последнее время появляется все больше организаций, осуществляющих свою деятельность в туристско-экскурсионной сфере. Это относительно новый и доходный вид бизнеса для российских предпринимателей. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается туристическая фирма, требует применения различных методов и способов учета хозяйственных операций. Актуальность этой проблемы обусловливает постановку и ведение четкой системы бухгалтерского учета, являющегося важнейшим инструментом управления в туристических организациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

1 Организация учета деятельности турагентов и туроператоров …………………….5

2 Классификация и учет затрат, включаемых в себестоимость туристских услуг….15

3 Учет расходов, доходов и определение финансовых результатов……………….. .26

Заключение………………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

бухучет.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

     Правоотношения  сторон при франчайзинге, или по российской терминологии коммерческой концессии, регулируются нормами гл. 54 ГК РФ. Основной особенностью такого договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.).

     Применительно к туристской деятельности договор  франчайзинга – это предоставление права другой туристской организации  реализовать турпродукты, сформированные туроператором, с использованием фирменного наименования и товарного знака туроператора. Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор франчайзинга подлежит обязательной регистрации в органе, осуществившем государственную регистрацию туроператора.

     Согласно  ст. 25 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» владелец товарного знака может уступить его по договору юридическому или физическому лицу для использования в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Договор об уступке товарного знака подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без этой регистрации считается недействительным.

     При способе списания стоимости пропорционально  объему продукции начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции  за весь срок полезного использования  нематериального актива (п. 16 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №91н).

     Доходами  туристской организации признается увеличение экономических выгод  в результате реализации туристского  продукта, поступления иных активов  и(или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала, за исключением  вкладов участников. Доходы туристской организации слагаются:

  • из доходов от туристской деятельности;
  • прочих доходов (расходов);

     Доходом от туристской деятельности является выручка от продажи туристского  продукта.

     К прочим доходам (расходам) туристской организации относятся:

  • поступления (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов туристской организации; поступления (расходы), связанные с предоставлением за плату прав на пользование товарным знаком туристской организации и других видов интеллектуальной собственности;
  • поступления (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления (расходы) от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные (уплачиваемые) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

     Прочими доходами (расходами) туристской организации  также являются: штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в  том числе по договору дарения; поступления  в возмещение причиненных организации  убытков; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы  кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой  давности; курсовые разницы; прочие внереализационные  доходы (расходы).

     Прочими (ранее чрезвычайными) доходами (расходами) считаются поступления, возникающие  вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое  возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и  дальнейшему использованию активов, и т.п.

     Для целей бухгалтерского учета выручка  от реализации туристского продукта и прочие поступления от туристской деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в  денежном выражении, равной величине поступления  денежных средств и иного имущества  и(или) величине дебиторской задолженности.

     Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий  договоров, а также возмещения причиненных  организации убытков принимаются  к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

     Активы, полученные безвозмездно, принимаются  к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих  на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах, действующих на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы.

     Кредиторская  задолженность, по которой срок исковой  давности истек, включается в доход  организации в сумме, в которой  эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

     Иные  поступления принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах.

     Прочие  поступления подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда правилами  бухгалтерского учета установлен другой порядок.

     Выручка туристской организации признается в момент отгрузки туристского продукта туроператором в месте отгрузки на основании оплаченного и выданного  оправдательного документа (путевка, ваучер).

     Прибыль (убыток) от продажи туристского  продукта определяется как разница  между выручкой от продажи туристского  продукта (за минусом НДС) и затратами  на его формирование, продвижение  и реализацию, включаемыми в себестоимость.

     Валовая прибыль представляет собой сумму  прибыли (убытка) от реализации туристского  продукта, прочих доходов и расходов.

     Согласно  ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной  валюте, для целей налогообложения  прибыли пересчитываются в рубли  по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода.

     Доходы  в виде положительной курсовой разницы  и расходы в виде отрицательной  курсовой разницы являются прочими  доходами и расходами. 

      

 

      Заключение

     Таким образом, с возникновением туристического рынка в России появилась потребность  в развитии материально-технической  базы, подготовки высококвалифицированных  кадров для сферы туризма. К их числу относятся менеджеры туризма  и путешествий, финансовые менеджеры, а также бухгалтера в туристических  фирмах.

     Также бурное развитие международного туризма  в относительно короткий период времени  стало причиной недостаточного в  отдельных вопросах законодательного и организационного обеспечения  бухгалтерского учета и налогообложения  этой деятельности.

     В связи с этим, перед бухгалтерами встает проблема правильного учета  затрат по формированию туров, страхования  туристов, а также налогообложения  туристической деятельности в России и за ее пределами.

     Но  организация бухгалтерского учета  может быть осуществлена по-разному, т.к. не все вопросы ведения бухгалтерского учета в туристических фирмах законодательно закреплены. И поэтому  перед каждой турфирмой встает вопрос о правильном отражении в бухгалтерском  учете хозяйственных операций, т.е. только от самой туристической организации, от ее учетной политики зависит выбор  схемы отражения турпродукта  в бухгалтерском учете. По нашему мнению, вариант учета, когда турпродукт учитывается как дебиторская  задолженность туроператора, в большей  степени отвечает практике работы турфирм, зачастую формирующих турпродукт непосредственно  в момент реализации. И именно этот вариант формирования себестоимости  позволяет минимизировать налогообложение  за счет уменьшения облагаемой базы. Такой  подход во многом более логичен и, кроме того, в большей степени  подкреплен законодательными актами.

     Первый  подход вызывает множество сложностей, главным образом потому, что турагент (туроператор) не в состоянии отследить  факт оказания услуг многочисленным субподрядчикам. Таким образом, за туристической  организацией остается право выбрать  способ отражения турпродукта в  бухгалтерском учете. И в зависимости от этого формировать свою дальнейшую политику в сфере бухгалтерского учета.

     Правильное  решение данного вопроса, являющегося  одним из основных в бухгалтерском  учете, позволит минимизировать потери и оптимизировать управление туристической  деятельностью, что в дальнейшем позволит России (либо любой другой стране) выйти на более высший уровень  развития в сфере туристических  отношений.

     К специфическим участкам бухгалтерского учета в туризме, по нашему мнению, относятся отражение в учете  операций по оформлению шенгенских виз, учет операций по организации клубного отдыха в режиме разделенного и реального времени, порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оформлению заграничных паспортов и визовых формальностей при выездном и въездном туризме при наличии цепочки: туроператор – турагент – турист.

     В целом, можно отметить тот факт, что  в бухгалтерском учете предприятий  туриндустрии существует многовариантность  способов учета и схем налогообложения  результатов деятельности внутреннего, въездного и выездного туризма.

 

Список  использованных источников

  1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в РФ [Текст]: федер. закон [принят Гос. Думой 24 ноября 1996 г.: изменения 05.02.2007 г. № 12-ФЗ] // Российская газета. – 2007. – 28 с.
  2. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет, налогообложение и МСФО в туризме [Текст] / О.А. Агеева. – М: Индекс Медиа, 2007. – 360 с.
  3. Булатова, М.А. Туризм: учет и налоги [Текст]: учеб. пособие / М.А. Булатова, И.В. Седова. – М.: Статус-Кво 97, 2007. – 164 с.
  4. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст]: учеб. пособие / М.А Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 192 с.
  5. Здоров, А.Б. Экономика туризма [Текст]: учебник / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.
  6. Козырева, Т.В. Управленческий учет в туризме [Текст] / Т.В. Козырева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 160 с.
  7. Солодухина, О.И. Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме [Текст]: учебник / О.И. Солодухина [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 336 с.

 

Информация о работе Особенности налогообложения в туризме