Особенности налогообложения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в последнее время появляется все больше организаций, осуществляющих свою деятельность в туристско-экскурсионной сфере. Это относительно новый и доходный вид бизнеса для российских предпринимателей. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается туристическая фирма, требует применения различных методов и способов учета хозяйственных операций. Актуальность этой проблемы обусловливает постановку и ведение четкой системы бухгалтерского учета, являющегося важнейшим инструментом управления в туристических организациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

1 Организация учета деятельности турагентов и туроператоров …………………….5

2 Классификация и учет затрат, включаемых в себестоимость туристских услуг….15

3 Учет расходов, доходов и определение финансовых результатов……………….. .26

Заключение………………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

бухучет.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………………….3

1 Организация учета деятельности турагентов и туроператоров …………………….5

2 Классификация и учет затрат, включаемых в себестоимость туристских услуг….15

3 Учет расходов, доходов и определение финансовых результатов……………….. .26

Заключение………………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………………..36 
 
 

 

      Введение 

     Одно  из первых определений туризма, принятое ООН, трактовало его как «активный  отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный  с передвижением за пределами  постоянного места жительства». Более широкое определение этого  понятия дает Академия туризма в  Монте-Карло: «Туризм – общее  понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного  жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или профессионально-деловых целей  без занятий оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания», т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

     Под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных  единиц, располагающих определенной материально-технической базой и  специализирующихся на производстве и  реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательно закреплено, что туризм является полноценной  отраслью национальной экономики России.

     В соответствии с редакцией ст. 1 Федерального закона от № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристской деятельностью признается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий Турагентская деятельность – это деятельность по продвижению и реализации туристского  продукта, осуществляемая на основании  лицензии юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем (далее  – турагент). Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению  и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – туроператор) .

     Таким образом, в последнее время появляется все больше организаций, осуществляющих свою деятельность в туристско-экскурсионной  сфере. Это относительно новый и  доходный вид бизнеса для российских предпринимателей. Разнообразие видов  деятельности, которыми занимается туристическая  фирма, требует применения различных  методов и способов учета хозяйственных  операций. Актуальность этой проблемы обусловливает постановку и ведение  четкой системы бухгалтерского учета, являющегося важнейшим инструментом управления в туристических организациях.

     При написании работы были использованы нормативные документы в области  бухгалтерского учета и налогообложения, российские и иностранные источники, посвященные этим проблемам. 
 
 

 

      1 Организация учета деятельности турагентов и туроператоров 

     Действующим законом «Об основах туристской деятельности в РФ» установлено, что реализация турпродукта осуществляется на основании договора, который заключается  в письменной форме и должен соответствовать  российскому законодательству. Реализация турпродукта производится по рыночной цене, устанавливаемой туристической  фирмой самостоятельно. В бухгалтерском  учете туристическая продукция  считается проданной в момент ее передачи покупателю .

     С юридической и бухгалтерской  точек зрения, хотя заключаемые всеми  участниками туристической деятельности договоры предполагают расчеты «за  оказание туристических услуг», услуги туристам оказываются только один раз  непосредственно занятыми оказанием  этих услуг организациями. Все остальные  участники взаимоотношений (туроператор, тур-агент, туроператор по приему туристов) выполняют роль посредников.

     Необходимо  подчеркнуть, что услуги как таковые  не могут быть предметом договора купли-продажи, т.к. это противоречит требованиям ст. 454 и 455 ГК РФ. К тому же, просто по логике услугу невозможно продать или купить, поскольку она существует лишь в момент ее предоставления. На практике, кроме заключения договоров «О туристическом сотрудничестве» и других подобных договоров с неопределенным правовым статусом и не соответствующих этому требованию действующего законодательства, существуют два основных подхода к разрешению этого противоречия.

     1. Услуги по туристическому обслуживанию  предоставляются по договору  возмездного оказания услуг согласно ч. 2 ст. 779 ГК РФ. Поскольку турагент не может оказать услуги лично, договором предусматривается, что услуги туристу будут оказывать третьи лица, что допускается ст. 780 ГК РФ. При этом туроператор является субподрядчиком оказания услуг, предусмотренных в договоре между туристом и турагентом. Отсюда ответственность за своевременность и качество оказанных услуг согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ несет турагент. Все организации, с которыми туроператор вступает в отношения в процессе выполнения своих обязательств, являются субподрядчиками второго уровня. Такой подход вызывает множество сложностей, главным образом потому, что турагент не в состоянии отследить факт оказания услуг многочисленными субподрядчиками. При этом факт реализации туристических услуг юридически наступает в момент их оказания, что требует тщательного отслеживания, в каком квартале (месяце) услуга фактически оказана. Та же проблема возникает и у туроператора.

     2. Турагент продает туристу «туристический  продукт», который представляет  собой «право на тур, предназначенное для реализации туристу» . То есть предметом договора купли-продажи является имущественное право на оказание туристических услуг, что полностью удовлетворяет требованиям п. 4 ст. 454 ГК РФ. Следуя такой логике, туроператор приобретает права на услуги, формирует турпродукт и реализует его турагентам или непосредственно туристам на основании договора купли-продажи. При этом реализация происходит в момент передачи туристу указанного права на тур, что подтверждается оформлением туристической путевки. Оказание самих туристических услуг можно расценивать как потребление приобретенного турпродукта. На наш взгляд, такой подход во многом более логичен и, кроме того, в большей степени подкреплен законодательными актами. Однако с точки зрения отражения операций в бухгалтерском учете и он не лишен спорных ситуаций. Например, Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в РФ не определяет имущественные права как самостоятельный объект учета. Кроме того, согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91н, указанные права не могут быть отражены по бухгалтерскому учету как нематериальные активы, т.к. имеют незначительный срок использования и предполагаются изначально к дальнейшей перепродаже. Принимая за основу второй подход к организации предоставления туристических услуг, попытаемся решить перечисленные выше проблемы при отражении операций по бухгалтерскому учету.

     Порядок учета и налогообложения туристских фирм в наибольшей степени зависит  от выбора вида договоров, используемых в туризме и заключаемых со сторонними организациями – поставщиками прав на отдельные виды приобретаемых туристской фирмой услуг, с одной стороны, и туристами и турагентами – покупателями готовых туристских продуктов – с другой.

     В зависимости от заключаемых договоров  у туристских фирм в разные периоды времени происходит реализация туристских продуктов, ими применяются различные способы бухгалтерского учета доходов и затрат, при расчете налогов используются различные объекты налогообложения (базы расчета налогов), ставки налогов, а также по-разному применяются налоговые льготы, используемые в туризме виды договоров и основные параметры, определяющие налогообложение туристских фирм (табл. 1). 

     Таблица 1. Используемые в туристской деятельности виды договоров

Параметры, определяющие налогообложение туристских фирм Договор возможного оказания услуг (ст. 779–783 ГК РФ) Договор купли-продажи Посреднические  договоры
оптовой

(ст. 454–491

ГК РФ)

розничной (ст. 492-505 ГК РФ) комиссии (ст. 990–1004

ГК РФ)

агентирования

(ст. 1005–1011 ГКРО)

поручения

(ст. 971–979

ГК РФ)

1 2 3 4 5 6 7
Объект  договора Обязательство оказать услугу Обязательство передать вещь, товар, имущественное  право Обязательство совершить сделку:
от  своего имени, но за счет комитента от своего имени, но за счет принципала либо от имени  и за счет принципала от имени  и за счет доверителя
Момент  продажи Фактическое оказание и оплата услуг либо в срок до 20 дней после фактического оказания услуг (Ф3

№ 132 от 24.11.96 г.)

Передача турпутевок продавцом покупателю Выдача продавцом  кассового, товарного чека или бланка строгой отчетности – турпутевки Отчет комиссионера, передача всего полученного по договору комитенту либо в срок до 30 дней после  отчета Отчет агента принципалу либо в срок до 30 дней после

отчета

Отчет поверенного  доверителю, возврат доверенности либо в срок до 30 дней после отчета
Налогооблагаемая  база по НДС Выручка от продажи  услуг

(без  НДС). При

реализации  тур-

путевок НДС не

взимается

Выручка от

продажи турпутевок за вычетом необлагаемого  оборота

(без  НДС)

Разница между

покупной  и продажной ценами

турпутевки

(включая  НДС) или торговая наценка

Комиссионное  вознаграждение Агентское вознаграждение Вознаграждение  поверенного
База  распределения косвенных (условно-постоянных) расходов Выручка от реализации турпутевок Товарооборот Комиссионное  воз-

награждение

Агентское вознаграждение Вознаграждение  поверенного
Сторона, уплачивающая налог на имущество  в части реализуемых турпутевок Сторона, оказывающая  услуги, входящие в турпутевку Продавец  турпутевок Комитент Принципал Доверитель
 

     Следует отметить, что при самостоятельной (без посредников) реализации туристских продуктов туристам туроператор  может использовать один из двух видов  договоров: либо договор возмездного  оказания услуг в соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации, либо договор розничной купли-продажи  в соответствии с Федеральным  законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Однако наступление моментов реализации при работе по этим договорам, а следовательно, и период отражения в бухгалтерском  учете выручки от реализации туристского  продукта, период наступления обязательств по уплате налогов различаются, как  различается и порядок оформления первичных документов.

     Поэтому туроператор должен, прежде всего, определить, по какому договору он реализует туристские путевки. Обычно все договоры с туристами  называются «договор на туристское обслуживание». Название – это лишь форма, вид  же договора определяется его содержанием. Именно точное определение используемого  вида договора позволяет правильно  оформить документы, верно определить момент реализации и период налоговых платежей и, в свою очередь, избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.

     Обычно, если в условиях договора на туристское обслуживание предусмотрено, что прекращение  обязательств по договору наступает  после фактического оказания услуг, то вы имеете дело с договором возмездного  оказания услуг. Если прекращение обязательств по договору наступает при передаче путевки туристу, то вы имеете дело с договором розничной купли-продажи.

     Следует выяснить различия в применении рассмотренных  выше двух видов договоров.

     Если  отношения между туристской фирмой и туристом оформляются договором  возмездного оказания туристских услуг, то реализация туристского продукта происходит только после его потребления  туристом, т.е. после окончания туристской поездки.

     В бухгалтерском учете оплата туристского  продукта отражается как предоплата. При этом туристская фирма должна отследить процесс оказания туристу  входящих в туристскую путевку услуг  всеми сторонними организациями. Отражение  выручки от реализации туристского  продукта в бухгалтерском учете  осуществляется туристской фирмой в  том отчетном периоде, в котором  заканчивается действие договора с  туристом. Основанием для отражения  выручки от реализации туристского  продукта служат следующие первичные  документы: ваучер с отметкой о факте  оказания всех предусмотренных договором  услуг и подписанные двумя  сторонами договора акты, свидетельствующие  об оказании услуг по договорам приобретения прав у сторонних организаций.

Информация о работе Особенности налогообложения в туризме