Объекты налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Содержание

Объекты налоговых правоотношений………………………………...3
1. Понятие налогового правоотношения, его структура…………….3
2. Налог как объект налогового правоотношении…………………...4
3. Сбор как объект налогового правоотношения…………………….6

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности………...9
1. Понятие налоговой ответственности……………………………….9
2. Отличие налоговой ответственности от административной……13
3. Функции налоговой ответственности…………………………….16

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков……………………………………………………………….18
1. Понятие и преимущества административного порядка защиты нарушенных прав……………………………………………………..18
2. Процедура рассмотрения заявлений в административном порядке………………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы……………………….26

Работа содержит 1 файл

налоговое право теоретические вопросы.doc

— 133.50 Кб (Скачать)
     
  1. Административный  порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
 

     1. Понятие и преимущества административного  порядка защиты нарушенных прав 

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в административном или в судебном порядке (по личному усмотрению).

     Административный  способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших  разногласий в рамках системы  налоговых органов без передачи дела в суд.

     В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия (или бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу жалобы в суд. Таким образом, налогоплательщику предоставлено право выбора наиболее удобного варианта для защиты нарушенных прав.

     На  практике налогоплательщики редко  используют право на обжалование  актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц  в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному лицу, а сразу подают иски в суды соответствующей компетенции. Однако досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ, таких, как относительно простая процедура обращения, свободная форма изложения жалобы, быстрые сроки рассмотрения жалобы, жалоба не может быть оставлена без движения, основания для возврата жалобы минимальны, за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.

     Наличие таких преимуществ досудебного  порядка рассмотрения споров не умаляет  и ни в коем случае не ставится в противовес судебной защите, которая также обладает рядом преимуществ, а именно: четкая определенность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством, возможность по некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу; возможность получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда; относительная объективность рассмотрения спора.

     В соответствии с законодательством  ряда зарубежных стран приоритет  при разрешении споров имеют досудебные способы урегулирования конфликтов. Поскольку большинство спорных ситуаций могут быть разрешены без судебного вмешательства, что в принципе будет способствовать быстрому рассмотрению возникшего спора и так называемой разгруженности судов (загруженность судов - это проблема, которая до сих пор не решена законодателем, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика). Для решения указанной проблемы необходимо внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся установления в качестве обязательного требования досудебного порядка разрешения возникшего спора.

     В.П. Грибанов и С.Н. Братусь не отдавали предпочтения административному способу  защиты субъективных гражданских прав ввиду того, что по своему характеру он соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому5.

     Однако  анализ существующей судебной и юридической  практики показывает, что при рассмотрении споров, возникающих в налоговой  сфере, в административном порядке в большинстве случаев жалобы налогоплательщиков остаются неудовлетворенными. При этом если налогоплательщик обращается в суд за защитой нарушенного права, его требования практически всегда удовлетворяются судом.

     Итак, в соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик вправе обратиться за защитой нарушенных прав и законных интересов в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу с соответствующей жалобой. 
 

     2. Процедура рассмотрения заявлений в административном порядке 

     Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:

     - налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ);

     - организаций и физических лиц  при несогласии с привлечением  к административной ответственности  в связи с нарушениями требований  законодательства о применении  контрольно-кассовых машин и работы  с денежной наличностью;

     - налогоплательщиков на акты налоговых  органов ненормативного характера,  действия или бездействие их  должностных лиц в связи с  применением законодательства в  сфере производства и оборота  этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

     - физических лиц, являющихся должностными  лицами организации, в связи  с привлечением к административной  ответственности в результате  привлечения организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

     Жалоба  не подлежит рассмотрению в следующих  случаях:

     а) пропуска срока подачи жалобы, в  соответствии со ст. 139 НК РФ;

     б) отсутствия указаний на предмет обжалования  и обоснования заявляемых требований;

     в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

     г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

     д) получения налоговым органом  информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

     Заявителю должно быть сообщено о невозможности  рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения. При этом отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

     В качестве документов, которые могут  быть приложены к жалобе, выступают:

     - акт ненормативного характера,  который, по мнению заявителя,  нарушает его права (постановление  о привлечении к административной  ответственности);

     - акт налоговой проверки;

     - первичные документы, подтверждающие  позицию заявителя;

     - иные документы, содержащие сведения  об обстоятельствах, имеющих значение  для рассмотрения жалобы.

     Жалобы  налогоплательщиков на акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, и, соответственно, рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

     Жалоба  на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления и рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

     Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Если указанное решение не было обжаловано в апелляционном порядке, оно может быть обжаловано в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

     Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения  по ней может отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

     Жалобы  налогоплательщиков рассматриваются  с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

     Рассматриваются жалобы налогоплательщиков:

     - на акты ненормативного характера,  неправомерное действие или бездействие  налоговых органов - вышестоящим  налоговым органом;

     - на действия или бездействие  должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

     - на действия или бездействие  должностных лиц налогового органа  путем издания акта ненормативного  характера - вышестоящим налоговым  органом.

     Жалоба  на постановление о привлечении к административной ответственности: вынесенное налоговым органом в отношении организаций, рассматривается вышестоящим налоговым органом; вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

     Все поступающие в налоговый орган  жалобы подлежат обязательной регистрации  в день поступления и направляются в юридические подразделения, на которые возложена обязанность  по рассмотрению указанных жалоб и подготовке решений по ним.

     Жалоба  подлежит направлению в нижестоящий  налоговый орган на заключение. В  запросе может содержаться указание на необходимость представления  копий документов, необходимых для  рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение, при этом вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

     В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений, направляя запросы с приложением необходимых документов (при их наличии). Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.

     Подача  жалобы в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого  акта или действия, за исключением  случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

     В случае если налоговый орган (должностное  лицо), рассматривающий жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

     Юридическое (правовое) подразделение готовит  рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

     Комиссия  по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или  заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное  руководство юридическим (правовым) подразделением.

     Комиссия  по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол, в котором фиксируется вся процедура обжалования.

     По  результатам рассмотрения жалобы руководителем  налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

     Повторное принятие решения тем же налоговым  органом по жалобе налогоплательщика  по тому же предмету и основанию  Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Информация о работе Объекты налоговых правоотношений