Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:10, контрольная работа
Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Объекты налоговых правоотношений………………………………...3
1. Понятие налогового правоотношения, его структура…………….3
2. Налог как объект налогового правоотношении…………………...4
3. Сбор как объект налогового правоотношения…………………….6
Понятие, функции и признаки налоговой ответственности………...9
1. Понятие налоговой ответственности……………………………….9
2. Отличие налоговой ответственности от административной……13
3. Функции налоговой ответственности…………………………….16
Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков……………………………………………………………….18
1. Понятие и преимущества административного порядка защиты нарушенных прав……………………………………………………..18
2. Процедура рассмотрения заявлений в административном порядке………………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы……………………….26
Содержание
1.
Понятие налогового
2. Налог как объект налогового правоотношении…………………...4
3.
Сбор как объект налогового
правоотношения…………………….6
1.
Понятие налоговой
2.
Отличие налоговой
3.
Функции налоговой
1.
Понятие и преимущества
2.
Процедура рассмотрения
Список
использованных источников и литературы……………………….26
1.
Понятие налогового
Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъективный состав. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом
налогового правоотношения является то,
по поводу чего возникает данное правоотношение,
- обязательный безвозмездный платеж
(взнос), размер которого определяется
в соответствии с установленными
налоговым законодательством
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Налоговые
правоотношения основаны на властном
подчинении одной стороны другой.
Они предполагают субординацию сторон,
одной из которых - налоговому органу,
действующему от имени государства, принадлежит
властное полномочие, а другой - налогоплательщику
- обязанность повиновения. Требование
налогового органа и налоговое обязательство
налогоплательщика следуют не из договора,
а из закона. С публично-правовым характером
налога и государственной казны и с фискальным
суверенитетом государства связаны законодательная
форма установления налога, обязательность
и принудительность его изъятия, односторонний
характер налоговых обязательств. Вследствие
этого спор по поводу невыполнения налогового
обязательства находится в рамках публичного
(в данном случае налогового), а не гражданского
права.
2.
Налог как объект налогового
правоотношения
Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ:
"Под
налогом понимается
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Первый признак налога, который следует выделить в приведенном в НК РФ определении, - признак обязательности. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.
Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности общества государство удовлетворяет путем предоставления определенных "услуг". К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и тому подобные услуги. При этом получателем таких услуг выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги уплачиваются налогоплательщиком государству за предоставление последним определенных услуг.
Общество в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет говорить об абсолютной безвозмездности налоговых платежей. В то же время уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных "общественных услугах". Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом.
Таким образом, налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. В этой связи нельзя говорить об абсолютной безвозмездности налога, поскольку общество в целом получает некое встречное удовлетворение. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо личной компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности.
Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме.
Налог
взимается путем отчуждения денежных
средств, принадлежащих
3.
Сбор как объект налогового правоотношения
Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу - сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, - признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом. Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей.
Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, - тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже1.
Законодатель
указывает, что уплата сбора является
одним из условий совершения действий
в отношении плательщика, то есть
уплата сбора не влечет безусловной
обязанности уполномоченного
1.
Понятие налоговой ответственности
Согласно ст. ст. 23, 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговый агент несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных, поскольку, наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности, включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности.
В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается.
Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида:
Исходя из этого позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах - соответственно финансовой (налоговой), административной и уголовной2.
С теоретической точки зрения наибольшую сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Объясняется это тем, что указанные виды юридической ответственности во многом сходны, в связи с чем у российских юристов отсутствует единое мнение относительно правовой природы финансовой (налоговой) ответственности. В то же время проблема правовой природы налоговой ответственности имеет не только чисто теоретическое, но и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах.