Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:07, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексный анализ общественных отношений по поводу неналоговых доходов бюджета РФ и ХМАО-Югры. Из данной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
- изучение состава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации;
- анализ неналоговых доходов бюджета ХМАО-Югры за I квартал 2012 года.
Введение
Глава 1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджетов РФ
1.1. Понятие и содержание неналоговых доходов бюджета РФ
1.2. Источники неналоговых доходов РФ
Глава 2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
2.1. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ
2.2. Неналоговые доходы местных бюджетов
Глава 3. Анализ неналоговых доходов бюджета ХМАО-Югры за I квартал
2012 года
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджетов РФ ………… |
5 |
1.1. Понятие
и содержание неналоговых |
5 |
1.2. Источники
неналоговых доходов РФ ………………… |
7 |
Глава 2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов .. |
11 |
2.1. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ …………………………. |
11 |
2.2. Неналоговые
доходы местных бюджетов ……………… |
14 |
Глава 3. Анализ неналоговых доходов бюджета ХМАО-Югры за I квартал 2012 года ………………………………………………………………… |
17 |
Заключение …………………………………………………………………….. |
21 |
Список
использованной литературы ………… |
22 |
Введение
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.
Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов и общую сумму расходов, анализировать данную ситуацию, классифицировать доходы и расходы и определять тем самым их относительную важность и срочность. Следовательно, бюджет является сметой всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, которые необходимы, чтобы обеспечить эти потребности. Но, кроме того, сейчас необходимо большое внимание уделять неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.
Неналоговые доходы и обязательные платежи – платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.
Целью контрольной работы является комплексный анализ общественных отношений по поводу неналоговых доходов бюджета РФ и ХМАО-Югры. Из данной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
- изучение состава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации;
- анализ неналоговых доходов бюджета ХМАО-Югры за I квартал 2012 года.
Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ
1.1. Понятие
и содержание неналоговых
Неналоговые доходы являются составной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ.
Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
- порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
- не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
- большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
- нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
- в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.
Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от продажи
или иного возмездного
- доходы от платных
услуг, оказываемых
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
а также иные неналоговые доходы.1
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
В структуре
неналоговых доходов
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости2.
1.2. Источники неналоговых доходов РФ
Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся
в государственной собственност
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам3. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Штрафы, как правило, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.
Таким образом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными источниками государственных и муниципальных предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами4. Вместе с тем согласно бюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроме налоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи 41 БК РФ «иные неналоговые доходы», можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к «иным» не представляется правильным5.