Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи:
исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.
Введение………………………………………………….………...……………...3
Библиография………………………………………………………………..…….6
Историческая справка…………………………………………………………….7
Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………11
Правовые аспекты осуществления налогового контроля……...11
Формы и методы налогового контроля……………….…….…...14
Учет налогоплательщиков…………………….……..16
Выездные налоговые проверки………………....…....18
Камеральные налоговые проверки…………………..20
Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц……………………………………….22
Проблемы и пути совершенствования налогового контроля………..…26
2.1. Проблемы налогового контроля……………………………..…..26
2.2 Пути совершенствования налогового контроля………….…..…29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников и литературы………....……….…….….35
Следует учесть, что и государство не претендует на присвоение уплаченных сверх установленных пределов сумм. О каждом случае излишней уплаты налога должно быть сообщено налогоплательщику, по распоряжению которого излишне уплаченные суммы направляются в счет будущих платежей или подлежат возврату (ст. 78 НК РФ).
Анализ налогового законодательства,
по мнению М. Карасевой, позволяет выделить
ряд последовательно
Автор полагает, что «все
отмеченные стадии обеспечивают в конечном
итоге главную цель налогового процесса:
выполнение налогоплательщиком налоговой
обязанности в строгом соответс
Разделяя точку зрения М. Карасевой и ее выводы о главной цели налогового процесса, присущей всем его стадиям, хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, связанных с реализацией норм на стадии налогового контроля.
Налоговый контроль — составная часть финансового и разновидность государственного контроля. Контроль рассматривается как самостоятельная функция управления. Приоритетность налогового контроля среди направлений контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме того, по численности контролируемых лиц он занимает одно из основных мест.
По мнению КС РФ, реализация контрольной функции в сфере налогообложения заключается в том, что «механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно — надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
Исходя из этого, федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, в том числе определить систему налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов». 18
Важнейшим фактором повышения
эффективности контрольной
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.
Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.19
Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Весьма полезным в
работе налоговых инспекций является
проведение рейдов в вечернее и ночное
время, также значительно
Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не предоставляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.
Применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
1) учет изменения имущественного
2) учет произведенного
и личного потребления за
Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.20
Основной задачей
Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности – налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.
Заключение
Субъекты налогообложения
обязаны вносить налоговые
Сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.
Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
Данный перечень путей
совершенствования, конечно же, не является
исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие
направления улучшения
Необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства является повышение сознательности налогоплательщика.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях налоговый контроль в Российской Федерации является вовсе не безупречным и требует серьезных изменений. Это связано в первую очередь с тем, что граждане РФ считают налоговую систему ненужным инструментом воздействия со стороны государства, что влечет к систематической неуплате налогов отдельными категориями граждан.
В данной курсовой работе были изучены механизмы, формы и методы налогового контроля, исследована нормативно-правовая база налогового контроля, определены наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля. Главная цель написания курсовой работы была достигнута, также были решены все поставленные задачи.