Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи:
исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.
Введение………………………………………………….………...……………...3
Библиография………………………………………………………………..…….6
Историческая справка…………………………………………………………….7
Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………11
Правовые аспекты осуществления налогового контроля……...11
Формы и методы налогового контроля……………….…….…...14
Учет налогоплательщиков…………………….……..16
Выездные налоговые проверки………………....…....18
Камеральные налоговые проверки…………………..20
Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц……………………………………….22
Проблемы и пути совершенствования налогового контроля………..…26
2.1. Проблемы налогового контроля……………………………..…..26
2.2 Пути совершенствования налогового контроля………….…..…29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников и литературы………....……….…….….35
Содержание
Введение………………………………………………….……
Библиография………………………………………………
Историческая справка…………………………
2.1. Проблемы налогового контроля……………………………..…..26
2.2 Пути совершенствования налогового контроля………….…..…29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………....……….…….….35
Введение
На сегодняшний день налоговый контроль является одним из важнейших методом надзора государственных органов за выполнением лицами обязанности уплачивать налоги в бюджет в соответствии с нормами налогового законодательства. Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды). Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. В настоящее время эта тема является очень актуальной, так как многие предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, стремятся любыми возможными и невозможными способами уклониться от уплаты налогов, чем нарушают законодательство РФ, ведь в соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными – когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль над правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых или таможенных органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
Таким образом, на сегодняшний день эта тема является актуальной, так как налоговые поступления являются одними из ключевых для пополнения бюджета государства, и учет уплаты налогов является одной из первостепенных задач государственных органов.
Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи:
Объектом исследования курсовой работы является финансовый контроль в Российской Федерации. Предметом – налоговый контроль, как один из видов финансового контроля.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: сравнение, измерение, анализ, синтез, умозаключение.
Сравнение – метод исследования, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между двумя или несколькими объектами.
Измерение – процедура определения численного значения величины посредством единиц измерения.
Анализ – разложение предмета на составные части.
Синтез – соединение частей в нечто целое.
Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Все эти методы были использованы
при работе с учебной и методической
литературой и при формулирован
Данная курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматривается процедура проведения налогового контроля: правовые аспекты осуществления налогового контроля, а также формы и методы проведения налогового контроля (учет налогоплательщиков, выездные и камеральные налоговые проверки, контроль за фактическими расходами физических лиц). Во второй главе предложены пути совершенствования налогового контроля.
В данной курсовой работе использованы нормативно-правовые документы Российской федерации, учебники, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.
Библиография
В данной курсовой работе
был использован учебник
В соответствии с комментариями основных положений Налогового Кодекса РФ под редакцией Брызгалина А.К., Зарипова В.М. были подробно охарактеризованы некоторые из использованных статей обеих частей Налогового Кодекса (ст. 14, 19, 82, 86, 87, 88).
Характеристики участников
налоговых правоотношений, а также
основные права и обязанности
налогоплательщиков подробно излагаются
в учебнике Евмененко Т.О. «Налоговый
контроль и ответственность
На основании статей первой и второй глав ныне действующего Налогового Кодекса Российской Федерации были изучены порядок и сроки уплаты налогов и сборов, рассмотрены общие положения о налогах и сборах, а также описаны формы налогового контроля.
Также при написании данной работы был использован учебник Евстигнеева Е.Н. «Налоги и налогообложение», из которого была взята информация о налогах, уплачиваемых физическими лицами и налоговом контроле за фактическим расходованием физических лиц.
Описание форм и методов налогового контроля было произведено на основе учебника Михайловой О.Р. «Формы налогового контроля»; отдельное место в этом учебнике отведено под характеристику выездных и камеральных налоговых проверок.
Также для поиска законов и нормативно-правовых актов была использована программа информационной поддержки российской науки и образования «КонсультантПлюс. Высшая школа», выпуск 12.
Историческая справка
В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.
К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.
Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.
В XVIII в. Петром I была проведена налоговая реформа. Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др. В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.
При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
Налоги Советской России в 1922—1929 гг. Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы. Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела». В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы.
Изменения в налоговом
законодательстве СССР в 1941—1965 гг. Во
время войны действовала
В 1990 г. в составе Министерства
финансов СССР была образована Главная
государственная налоговая
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате
системного изменения структуры
федеральных органов