Постановка
на налоговый учет физических лиц, не
являющихся индивидуальными предпринимателями,
осуществляется налоговым органом
по месту жительства на основе информации,
предоставляемой организациями, осуществляющими
регистрацию физических лиц по месту
жительства или регистрацию актов
гражданского состояния. Такие организации
обязаны сообщать соответственно о
фактах регистрации, рождения и смерти
физических лиц в налоговые органы
по месту своего нахождения в течение
10 дней после регистрации указанных
лиц или фактов.6
Налоговый
орган обязан в течение 5 дней со
дня подачи всех необходимых документов
осуществить постановку на учет налогоплательщика
и выдать соответствующее свидетельство.
Каждому налогоплательщику присваивается
единый по всем налогам и сборам,
в том числе подлежащим уплате
в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской
Федерации и на всей территории Российской
Федерации, идентификационный номер
налогоплательщика. Порядок и условия
присвоения, применения, а также
изменения идентификационного номера
налогоплательщика регулируются приказом
ГНС РФ от 27.11.98 "Об утверждении
порядка и условий присвоения,
применения, а также изменения
идентификационного номера налогоплательщика
и форм документов, используемых при
учете в налоговом органе юридических
и физических лиц", зарегистрированным
в Минюсте РФ 22.12.98 № 1664.7
- Выездные
налоговые проверки.
С
принятием Налогового кодекса Российской
Федерации впервые на уровне закона
регламентирован порядок проведения
налоговых проверок. С одной стороны,
это является гарантией прав налогоплательщика
при проведении проверки, а с другой
– облегчает работу должностных
лиц налоговых органов, так как
им предоставлен ряд дополнительных
возможностей и полномочий, которыми
они ранее не располагали. Из статьи
82 Налогового кодекса Российской Федерации
следует, что налоговый контроль
проводится должностными лицами налоговых
органов в пределах их компетенции
посредством налоговых проверок,
получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков
сборов, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и
территорий, используемых для извлечения
дохода.8
Налоговый
кодекс Российской Федерации ограничил
и четко определил круг лиц, которые
могут проводить проверки соблюдения
законодательства о налогах и
сборах. Как и остальные формы
налогового контроля, проверки проводятся
только должностными лицами налоговых
органов. Налоговые органы – это
Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам и его подразделения.
В отношении плательщиков единого
социального налога (взноса) налоговые
органы проводят все предусмотренные
НК РФ мероприятия налогового контроля.
Это правило установлено ст.9 Федерального
закона "О введении в действие
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах".
Налоговые проверки могут также
проводиться таможенными органами,
но только в отношении налогов, подлежащих
уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
Российской Федерации.
В первоначальной редакции ст. 87 НК РФ
было указано, что налоговой проверкой
могут быть охвачены не более чем три календарных
года деятельности налогоплательщика,
предшествовавших году проведения проверки.
В отличие от камеральной налоговой проверки,
которая проводится периодически по предоставлении
налогоплательщиком соответствующих
документов, выездная проверка может проводиться
только на основании решения руководителя
налогового органа.9
НК
РФ предоставляет должностным лицам
налоговых органов при проведении
выездных проверок широкие полномочия.
Так, в ходе проверки могут проводиться
инвентаризация имущества налогоплательщика,
осмотр производственных, складских, торговых
и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения.
Могут также проводиться выемки
документов, допрашиваться свидетели,
в необходимых случаях назначаться
экспертиза. Порядок проведения этих
действий регламентирован нормами
НК РФ. Порядок участия свидетеля
в налоговой проверке установлен
ст. 90 НК РФ. В качестве свидетеля
для дачи показаний может быть
вызвано любое физическое лицо, которому
предположительно известны обстоятельства,
имеющие значение для налогового
контроля.10
Результаты
выездной налоговой проверки оформляются
актом не позднее двух месяцев
после составления справки о
проведенной проверке уполномоченными
должностными лицами налогового органа.
Акт проверки подписывается этими
лицами и руководителем проверяемой
организации, либо индивидуальным предпринимателем,
либо их представителями. В акте проверки
излагаются выявленные, документально
подтвержденные факты налоговых
правонарушений (или указывается
на их отсутствие), а также выводы
и предложения проверяющих по
устранению выявленных правонарушений
и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие
ответственность за данный вид налоговых
правонарушений. Акт налоговой проверки
вручается налогоплательщику, который
может представить в налоговый
орган возражения в целом или по отдельным
положениям акта или письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт, сопроводив
свои возражения документами, подтверждающими
высказанные доводы.
- Камеральные
налоговые проверки.
В
настоящее время приоритетным направлением
контрольной работы налоговых органов
являются усиление аналитической составляющей
работы, внедрение комплексного системного
экономико-правового анализа финансово-хозяйственной
деятельности проверяемых объектов.
Большое внимание уделяется камеральным
проверкам налоговой отчетности.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской
Федерации под камеральной проверкой
понимается проверка представленных налогоплательщиком
в налоговый орган налоговых
деклараций, бухгалтерской отчетности
и иных документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, проводимая
по месту нахождения налогового органа.11
В перспективе планируется сделать такие
камеральные проверки основной формой
налогового контроля. Связано это со следующими
обстоятельствами. Во-первых, камеральная
проверка является наименее трудоемкой
формой налогового контроля (затраты труда
на ее проведение на несколько порядков
ниже, чем на проведение выездной проверки)
и в наибольшей степени поддающейся автоматизации.
Во-вторых, данным видом налогового контроля,
как правило, охватываются 100% налогоплательщиков,
представивших налоговую отчетность в
налоговые органы, в то время как выездные
проверки налоговые органы имеют возможность
проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.
Камеральная
проверка имеет двойное назначение:
- это средство
контроля за правильностью и достоверностью
составления налоговых деклараций,
- основное
средство отбора налогоплательщиков для
проведения выездных проверок.
Выездная
проверка как наиболее трудоемкая форма
налогового контроля должна назначаться
только в тех случаях, когда возможности
камеральных проверок исчерпаны, т.е.
в отношении налогоплательщика
должны быть проведены контрольные
мероприятия, требующие присутствия
инспектора непосредственно на проверяемом
объекте. В соответствии со ст. 88 НК
РФ в процессе проведения камеральной
проверки налоговый инспектор может
истребовать у налогоплательщика
любые дополнительные документы
и сведения, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов, получить показания свидетелей,
назначить встречные проверки, экспертизу
и т.д.
В
процессе работы применяются самые
разнообразные приемы: анализ уровня
и динамики основных показателей
финансово-хозяйственной деятельности
организации, в том числе их сравнительный
анализ с данными по аналогичным
организациям, проверка логической связи
между различными отчетными и
расчетными показателями, проверка этих
показателей на предмет сопоставления
с данными внешних источников,
предварительная оценка бухгалтерской
отчетности и налоговых деклараций
с точки зрения достоверности
отдельных отчетных показателей, наличия
сомнительных моментов или несоответствий,
указывающих на возможное наличие
нарушений налоговой дисциплины.12
Важной составной частью камерального
анализа является также оценка достоверности
показателей налоговой отчетности, отражающих
объемы производства и реализации продукции
(работ, услуг), посредством сопоставления
уровня и динамики этих показателей с
имеющимися в налоговом органе показателями
объемов потребленной налогоплательщиком
электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных
материальных ресурсов. При выявлении
несоответствий в уровне и динамике данных
показателей налогоплательщика вызывают
в налоговый орган для дачи соответствующих
пояснений, а при наличии оснований полагать,
что отраженные в налоговой декларации
показатели недостоверны, налоговый орган
производит доначисление сумм заниженных
налогов либо включает налогоплательщика
в план проведения выездной налоговой
проверки в первоочередном порядке.
- Налоговый
контроль за фактическим расходованием
физических лиц
Целью
налогового контроля за расходами физического
лица является установление соответствия
крупных расходов физического лица
его доходам. Такое установление,
в соответствии с Приказом от 22.12.1999г.,
осуществляется для целей выявления
доходов физического лица, с которых
не был уплачен подоходный налог.
Существует
два принципиально разных подхода
в первоначальном Федеральном Законе
РФ "О государственном контроле
за соответствием крупных расходов
на потребление фактически получаемым
физическими лицами доходам" и
в Налоговом Кодексе к содержанию
контроля, осуществляемого налоговыми
органами. Федеральный Закон в
пункте 2 статьи 3 закона предусматривал,
что государственному контролю подлежит
приобретение в течение одного календарного
года одного объекта, указанного в пункте
1 статьи 3, стоимость которого составляет
не менее 1000-кратного размера минимального
размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации
на дату совершения сделки. Государственному
контролю подлежало также приобретение
в течение одного календарного года
нескольких объектов, указанных в
пункте 1 этой статьи, суммарная стоимость
которых составляет не менее 3000-кратного
размера минимального размера оплаты
труда, установленного законодательством
Российской Федерации на дату совершения
сделки по приобретению каждого объекта.13
К такому имуществу, перечисленному в
п. 1 статьи 3 относилось:
- недвижимое
имущество;
- воздушные
суда, морские суда и суда внутреннего
плавания, наземные транспортные средства;
- акции, доли
участия в уставных капиталах хозяйственных
обществ и складочных капиталах хозяйственных
товариществ, государственные и муниципальные
ценные бумаги, а также сберегательные
сертификаты;
- культурные
ценности;
- золото в
слитках.
Данным
Федеральным Законом, в отличие
от Налогового Кодекса, четко были определены
все понятия тех видов имущества,
расходы на приобретение которого должны
были контролироваться налоговыми органами.
Поэтому, в соответствии с ним, налоговый
орган не вправе был направлять требование
о представлении специальной
декларации физическому лицу, приобретающему
имущество, не указанное в данном
Законе, а также о суммах расходов,
размеры которых не попадают под
его действие. Перечисляя определенное
имущество, приобретение которого физическим
лицом обуславливает государственный
контроль за соответствием крупных
расходов доходам этого лица, Закон,
тем не менее, решающим критерием
называл сумму стоимости, равную
конкретному минимальному размеру
оплаты труда. Преимущество такого подхода
заключалось в привязке расходов
физического лица к устанавливаемым
законом и постоянно повышаемым
им минимальным размерам оплаты труда.
Частью первой Налогового Кодекса РФ предусматривается,
что будет контролироваться любая покупка
перечисленных в данной статье объектов
вне зависимости от их стоимости. Закрытый
перечень указанных объектов означает,
что они не подлежат расширительному толкованию,
то есть, не могут дополняться другими
видами имущества.
К
ценным бумагам относятся: государственные
облигации, облигации, векселя, чеки, депозитный
и сберегательный сертификаты, банковская
сберегательная книжка на предъявителя,
коносамент, акции, приватизационные ценные
бумаги и другие документы, которые законами
о ценных бумагах или в установленном
порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Налоговый Кодекс из всех перечисленных
в ГК видов ценных бумаг в качестве объектов,
расходы на приобретение которых контролируют
налоговые органы выделяет только акции
открытых акционерных обществ, государственные
и муниципальные ценные бумаги, а также
сберегательные сертификаты.14
Наиболее
полно раскрывается в законодательстве
понятие "культурных ценностей".
В соответствии с Федеральным
Законом "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате
второй мировой войны и находящихся
на территории РФ" от 15.04.98 г. № 64-ФЗ культурные
ценности определяются как имущественные
ценности религиозного или светского
характера, имеющие историческое, художественное,
научное или иное культурное значение:
произведения искусства, книги, рукописи,
инкунабулы, архивные материалы, составные
части и фрагменты архитектурных,
исторических, художественных памятников,
а также памятников монументального
искусства и другие категории
предметов, определенные в статье 7
Закона Российской Федерации "О вывозе
и ввозе культурных ценностей".
Налоговый
контроль за расходами физических лиц
производится должностными лицами налогового
органа посредством получения информации
от организаций или уполномоченных
лиц, осуществляющих регистрацию имущества,
содержащегося в данном закрытом
перечне, регистрацию сделок с этим
имуществом, а также регистрацию
прав на это имущество. Такие органы
перечислены в статье 86.2 Налогового
Кодекса.
Изучение
вопросов, связанных с введением
в действие контроля за расходами
физических лиц продолжает оставаться
актуальным и необходимым для
того, чтобы всегда быть в курсе
последних изменений в налоговом
законодательстве. С этой целью, а
также для того, чтобы наиболее
полно представить себе процесс введения
и развития, историю становления в нашей
стране института налогового контроля
за соответствием крупных расходов физических
лиц их доходам, в данном реферате наряду
с действующими законодательными актами
рассматриваются также и те законодательные
акты, которые были отменены или признаны
утратившими силу.