Автор: Котрина Мудрякова, 16 Октября 2010 в 18:26, курсовая работа
процедура проведения налогового контроля в РФ и пути совершенствования налогового контроля
Введение
Библиография
Историческая справка
1. Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации
1. Правовые аспекты осуществления налогового контроля
2. Формы и методы налогового контроля
1. Учет налогоплательщиков
2. Выездные налоговые проверки
3. Камеральные налоговые проверк
4. Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц
2. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
2.1. Проблемы налогового контроля
2.2 Пути совершенствования налогового контроля
Заключение
Список использованных источников и литературы
В
1990 г. в составе Министерства финансов
СССР была образована Главная государственная
налоговая инспекция, которая через
год стала Государственной
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В
марте 2004 г. в результате системного
изменения структуры
1 Процедура
проведения налогового
Налоговый
контроль представляет собой систему
действий налоговых и иных государственных
органов по надзору за выполнением фискальнообязанными
лицами (в первую очередь налогоплательщиками,
плательщиками сборов, налоговыми агентами,
кредитными организациями) норм налогового
законодательства, являющуюся одним из
этапов налогообложения. В широком смысле
налоговый контроль направлен на обеспечение
правильного исчисления, своевременного
и полного внесения налогов и сборов в
бюджет (государственные внебюджетные
фонды).
В соответствии с законодательством налоговый
контроль в РФ осуществляют следующие
органы:
В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции: таможенные органы следят за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ; органы государственных внебюджетных фондов – за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.1
Отдельно следует сказать о роли Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП России), которая не относится к органам, непосредственно осуществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные функции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы ФСНП России по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.2
При
осуществлении своей работы государственные
налоговые инспекции
На первом месте стоит основной закон страны – Конституция РФ. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.
С 1 января 1999 г. вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания
возникновения (изменения,
3) принципы
установления, введения в действие
и прекращения действия ранее
введенных налогов и сборов
субъектов Российской
4) права
и обязанности
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность
за совершение налоговых
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.3
В
настоящее время Налоговый
До 1 января 1999 г. перечисленные выше
положения регулировались
Одновременно
с принятием Закона «Об основах
налоговой системы» были приняты
Федеральные законы, детализирующие
его положения. В частности, к
таким законам относятся Закон
«О налоге на налоге на прибыль с
предприятий», «Об акцизах», то есть
к каждому налогу был принят соответствующий
закон. Данная категория нормативных
актов постоянно меняется в соответствии
с налоговой политикой
Следующим
нормативно-правовым источником являются
подзаконные акты по вопросам налогообложения
и организации работы налоговой
инспекции. К таким актам относятся
указы президента РФ. Так 23.12.98г. был
издан Указ Президента №1635 «О Министерстве
РФ по налогам и сборам», которым
Государственная Налоговая
Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.
В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с органами ГТК РФ, ФСНП России, государственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему исполнительной власти органами специальной компетенции – министерствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров – соглашений. Указанные органы информируют друг друга об имеющихся материалах, о нарушениях законодательства, о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.
Таким
образом, основным документом, регулирующим
работу Государственных налоговых
инспекций по контролю за соблюдением
налогового законодательства с 1 января
1999 г. является Налоговый кодекс РФ.
Однако изданные до введения в действие
части первой Налогового Кодекса
нормативно-правовые акты (отдельные
их статьи, пункты) Президента РФ и Правительства
РФ, которые согласно части первой
Налогового Кодекса РФ могут регулироваться
только федеральными законами или частью
второй Налогового Кодекса, действуют
до введения соответствующих законов
или части второй Налогового Кодекса.
Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.
Налоговый
контроль осуществляется вышеуказанными
органами в отношении
Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
В
процессе осуществления указанных
форм налогового контроля производятся
проверки и иные действия по исполнению
налогоплательщиками требований законодательства
о постановке на налоговый учет и иных
связанных с учетом обязанностей; исполнению
налоговыми агентами обязанностей по
исчислению, удержанию у налогоплательщиков
и перечислению в соответствующий бюджет
(государственный внебюджетный фонд) налогов
и сборов; соблюдению налогоплательщиками
и иными лицами процессуального порядка,
предусмотренного налоговым законодательством;
соблюдению банками обязанностей, предусмотренных
налоговым законодательством; правильности
применения контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов
с населением; предупреждению и пресечению
нарушений законодательства о налогах
и сборах; выявлению нарушителей налогового
законодательства и привлечению их к ответственности.
Налогоплательщик
должен встать на налоговый учет по
месту нахождения организации, местам
нахождения ее обособленных подразделений,
месту жительства физического лица,
а также по месту нахождения принадлежащего
им недвижимого имущества и
После
введение в действие части первой
НК РФ филиалы и др. обособленные
подразделения не являются самостоятельными
налогоплательщиками, а лишь выполняют
функции головной организации по
уплате налогов и сборов по месту
нахождения этих филиалов и иных подразделений
(ст. 19 НК РФ). Вместе с тем организациям
предписано вставать на налоговый учет
и по месту своего нахождения, и
по месту нахождения филиалов. Кроме
того, налогоплательщик обязан письменно
уведомить налоговый орган по
месту учета обо всех обособленных
подразделениях, созданных на территории
РФ, в течения одного месяца со дня
их создания. Местом нахождения организации
признается место его государственной
организации, т.е. юридический адрес,
который поименован в учредительных
документах. Местом нахождения филиалов
и др. обособленных подразделений
организации признается место осуществления
этой организацией деятельности через
свое обособленное подразделение.
Налоговый кодекс различает понятия "место
нахождения организации" и "место
осуществления организацией своей деятельности".
Дело в том, что понятие места нахождения
организации связано лишь с учетом налогоплательщиков,
тогда как критерий места осуществления
деятельности – с определением момента
возникновения обязательств по уплате
ряда налогов, в первую очередь, местных.5
Право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих
прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации
в едином государственном реестре учреждениями
юстиции. Регистрации подлежат права:
собственности, хозяйственного ведения,
оперативного управления, пожизненного
наследуемого владения, постоянного пользования,
а также ипотека и сервитут.
Информация о работе Налоговый контроль: понятие и проблематика проведения