Автор: Екатерина Ясько, 07 Декабря 2010 в 09:46, дипломная работа
В настоящей работе предпринята попытка проанализировать процесс реформирования налогового законодательства России, охарактеризовать ее налоговую систему, а главное, исследовать понятие налогового преступления в его сравнении с налоговым правонарушением и элементы двух составов налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ 1996 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 25 июня 1998 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………….8
§ 1. Развитие налогового законодательства в России.
§ 2. Характеристика налоговой системы в Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………….25
§ 1. Понятие налогового преступления.
§ 2. Виды налоговых преступлений.
ГЛАВА 3. СОСТАВ УКЛОНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА ИЛИ
СТРАХОВОГО ВЗНОСА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ……………………………………………31
§ 1. Объект и предмет преступления.
§ 2. Объективная сторона преступления.
§ 3. Субъект преступления.
§ 4. Субъективная сторона преступления.
§ 5. Квалифицирующие признаки преступления.
§ 6. Ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.
ГЛАВА 4. СОСТАВ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ИЛИ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ С ОРГАНИЗАЦИИ…………………49
§ 1. Объект и предмет преступления.
§ 2. Объективная сторона преступления.
§ 3. Субъект преступления.
§ 4. Субъективная сторона преступления.
§ 5. Квалифицирующие признаки преступления.
§ 6. Ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…..66
Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.
Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.19
Определенный интерес представляет также распределение нарушений
налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%. 20
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.
В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.
Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.
Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодекса следующим образом:
“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.
Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).
Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.
Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).
Важной особенностью налогового преступления
является то, что ответственность за его
совершение может быть возложена только
на физических лиц. Напротив, за совершение
налогового правонарушения ответственность
могут нести как физические лица, так и
организации ( ст. 107 Налогового кодекса).
Согласно Налоговому кодексу привлечение
организации к ответственности за налоговое
правонарушение не препятствует привлечению
к ответственности должностных лиц при
наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что
касается вины организации, то она определяется
в зависимости от вины ее должностных
лиц, либо ее представителей, действия
(бездействие) которых обусловили совершение
данного налогового правонарушения (п.
4 ст.110 Налогового кодекса).21
УК РФ 1996 г. содержит только две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198 (Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации).
Ст. 198 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, содержит 2 части. Часть 1 влечет ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, а равно страхового взноса, совершенное в крупном размере, т. е. если сумма неуплаченного налога или страхового взноса превышает двести минимальных размеров оплаты труда. Часть 2 предусматривает ответственность за особо крупный размер суммы неуплаченного налога или взноса (когда она превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда) или за совершение деяния, предусмотренного ч. 1, лицом, ранее судимым за это преступление.
Судя по санкциям обеих частей, наказание усилено, так как в отличие от УК РСФСР предусматривает лишение свободы.
Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации.
Санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ значительно строже, поскольку в отличие от санкции ч. 1 ст. 162-2 УК РСФСР в том числе предусматривает лишение свободы до трех лет, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет и содержит такого вида наказания, как штраф. Часть 2 предусматривает квалифицирующие признаки, аналогичные содержащимся в ч. 2 ст. 198 УК РФ. Кроме того, крупный размер неуплаченного налога значительно возрос и составляет сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а особо крупный размер - пять тысяч (5 тысяч).22
Круг налоговых правонарушений, предусмотренных
в Налоговом кодексе достаточно широк,
Это и нарушение срока постановки на учет
в налоговом органе (ст. 116), и уклонение
от постановки на такой учет (ст. 117), и нарушение
срока представления налоговой декларации
или иных документов (ст. 119) и ряд других.23
Всего 14 статей. В некоторых статьях предусмотрена
ответственность за несколько налоговых
правонарушений.
ГЛАВА 3. СОСТАВ УКЛОНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ЛИЦА ОТ УПЛАТЫ
НАЛОГА ИЛИ СТРАХОВОГО ВЗНОСА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.
Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды установлена ст. 198 УК РФ 1996 г. Эта статья в редакции Федерального закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ (п. 9 ст. 1) называется “Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды”24 и существенно отличается от ст. 198 данного УК в ее первоначальной редакции, когда она именовалась “Уклонение гражданина от уплаты налога”. Еще ранее, т.е. до введения в действие УК РФ 1996 г., уголовная ответственность за аналогичное деяние предусматривалась ст. 162 УК РСФСР 1960 г. с наименованием “Уклонение от подачи декларации о доходах”, которая была включена в этот УК 28 мая 1986 г. и изменена 20 октября 1992 г.
Статья 198 УК РФ 1996 г. в своей первоначальной редакции по сравнению со ст. 162 УК РСФСР 1960 г., помимо неодинаковых названий, имела ряд отличий.
Первое. Согласно ст. 198 УК РФ 1996 г. ответственность наступала (как наступает по этой статье и в новой редакции) за уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное только в крупном размере, тогда как по ст. 162 УК РСФСР 1960 г. - независимо от размера.
Второе. В соответствии
со ст. 198 нового УК РФ уголовная ответственность
наступала (как наступает и в настоящее время) уже за первое уклонение
гражданина от уплаты налога, в то время как ст. 162 прежнего УК содержала норму с
административной преюдицией и уголовная ответственность по этой статье наступала лишь за уклонение от подачи декларации о доходах, совершенное после наложения административного взыскания за нарушения, обрисованные в ст. 162 УК РСФСР 1960 г.25
Третье. Статья 162 УК РСФСР 1960 г. состояла из одной части, а ст. 198 УК РФ 1996 г. включала две части (данная статья в редакции названного Федерального закона РФ от 25 июня 1998 г. также содержит две части), во второй из которых были предусмотрены два квалифицирующих признака - уклонение от уплаты налога лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, и совершение данного преступления в особо крупном размере.
Четвертое. Статьей
198 нового УК РФ по сравнению со ст. 162 прежнего
УК РСФСР декриминализирована несвоевременная
подача декларации о доходах (это положение
не изменено и в настоящее время).
§ 1. Объект и предмет преступления.
Объект любого преступления - это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным правом от преступных посягательств. В российском уголовном праве выделяют несколько видов объектов: общий, родовой и непосредственный.
Общий объект представляет собой совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств.26
Родовой объект - это часть общего объекта, т. е. та или иная область, сфера социально значимых ценностей, интересов, благ.
Непосредственный объект - это конкретное благо, на которое непосредственно направлено преступление.
Родовым объектом рассматриваемого налогового преступления - уклонения физического лица от уплаты налога или страхового взноса - являются отношения, возникающие в сфере экономики Российской Федерации.
Непосредственным объектом данного преступления следует признать общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов в части формирования бюджета от сбора налогов и государственных внебюджетных фондов от сбора страховых взносов с физических лиц.
Рассматриваемое преступление причиняет вред государственному бюджету в части его формирования от сбора налогов с физических лиц вследствие неуплаты налогов гражданами, обязанными в соответствии с законодательством платить налоги с полученных доходов, а также государственным внебюджетным фондам в части их формирования за счет страховых взносов из-за их неуплаты физическими лицами, на которых нормативными правовыми актами возложена обязанность уплачивать такие взносы.