Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
Плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации с той лишь разницей, что для коммерческих организаций получение прибыли является целью их деятельности, в то время как для некоммерческих организаций главным является осуществление уставной деятельности, но если наряду с уставной деятельностью некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и получают прибыль, то они являются плательщиками налога на прибыль.
Вопрос №1 Правовое
положение налогоплательщиков (права
и обязанности)
Плательщиками
налога на прибыль являются как коммерческие,
так и некоммерческие организации
с той лишь разницей, что для
коммерческих организаций получение
прибыли является целью их деятельности,
в то время как для некоммерческих
организаций главным является осуществление
уставной деятельности, но если наряду
с уставной деятельностью некоммерческие
организации осуществляют предпринимательскую
деятельность и получают прибыль, то
они являются плательщиками налога
на прибыль. Бюджетные организации, деятельность
которых полностью или частично финансируется
за счет средств бюджета, также являются
плательщиками налога на прибыль, если
они осуществляют наряду со своей основной
деятельностью также предпринимательскую
деятельность и получают прибыль. Особый
порядок налогообложения прибыли установлен
для иностранных юридических лиц, образованных
в соответствии с законодательством других
государств, а не Российской Федерации.
Что же касается созданных на территории
РФ предприятий с иностранными инвестициями,
а также международных объединений и организаций,
являющихся юридическими лицами и осуществляющих
предпринимательскую деятельность, то
они являются плательщиками налога на
прибыль. Наряду с предприятиями - юридическими
лицами плательщиками налога на прибыль
являются также филиалы и другие обособленные
подразделения предприятий, не являющиеся
юридическими лицами, но имеющие отдельный
(хотя и не самостоятельный) баланс и расчетный
(текущий, корреспондентский) счет в банке.
Если же в состав предприятий входят территориально
обособленные структурные подразделения,
не имеющие отдельного баланса и расчетного
(или текущего, корреспондентского) счета
в банке, то налог на прибыль в части, подлежащей
зачислению в доход бюджета соответствующего
субъекта РФ (республики в составе РФ,
края, области и др.) по местонахождению
указанных структурных подразделений,
определяется исходя из доли прибыли,
приходящейся на эти подразделения, пропорциональной
среднесписочной численности работников
(фонда оплаты труда) и стоимости основных
производственных фондов. При этом сумма
налога по указанным структурным подразделениям
определяется по ставкам налога на прибыль,
действующим на территориях, где расположены
эти предприятия и структурные подразделения.
Доля прибыли, которая приходится на филиал,
иное структурное подразделение предприятия,
определяется исходя из средней величины
удельного веса среднесписочной численности
работников (или фонда оплаты труда) и
удельного веса стоимости основных производственных
фондов филиала. Плательщиками налога
на прибыль являются также банки. Не являются
плательщиками налога на прибыль предприятия
любых организационно-правовых форм по
прибыли от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной и охото - хозяйственной
продукции, а также произведенной и переработанной
на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной
продукции, за исключением сельскохозяйственных
предприятий индустриального типа, определяемых
по перечню, утверждаемому органами власти
субъектов РФ. Перечень охото- хозяйственной
продукции приведен в Приложении № 1 к
Инструкции Госналогслужбы №37 от 10 августа
1995 года "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций". Состав сельскохозяйственной
продукции определяется в соответствии
с Общесоюзным классификатором "Промышленная
и сельскохозяйственная продукция",
утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам
в 1985 году.
Субъекты налоговых
отношений.
Механизм регламентации
тех или иных правоотношений предполагает,
во-первых, определение статуса лиц,
участвующих в этих отношениях; во-вторых,
установление объекта этих отношений
и, в-третьих, регулирования порядка
их осуществления.
Согласно ст.9
Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, являются:
1. Организации физические
лица, признаваемых налоговым кодексом
налогоплательщиками или плательщиками
сборов;
2. Организации и
физические лица, признаваемые налоговым
кодексом налоговыми агентами;
3. Министерство
Российской Федерации по налогам и
сборам и его подразделения в РФ;
4. Государственный
таможенный комитет РФ и его подразделение
(далее – таможенные органы);
5. Государственные
органы исполнительной власти и исполнительные
органы местного самоуправления, другие
уполномоченные ими должностные лица,
осуществляющие в установленном порядке
по мимо налоговых и таможенных органов
прием и взимание налогов и (или) сборов,
а также контроль за их уплату налогоплательщиками
и плательщиками сборов (далее – сборщики
налогов и сборов);
6. Минфин РФ , Минфин
республик , финансовое управление ( департаменты
отдела ) администрации краев , властей,
городов Москвы и С – П, автономной области,
автономных округов, районов и городов
( далее – финансовые органы ) , иные уполномоченные
органы – при решение вопросов об отсрочке
и о рассрочки уплаты налогов и сборов
других вопросов, предусмотренных налоговым
кодексом;
7. Органы государственных
внебюджетных фондов;
8. Федеральная служба
налоговой полиции РФ и её территориальные
подразделения (далее – органы налоговой
полиции ) – при решении вопросов, отнесённых
к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.
Правовое
положение налогоплательщика.
Права налогоплательщика.
Налогоплательщик
имеет право пользоваться льготами
по налогу на прибыль, установленными
действующим законодательством
без каких-либо специальных разрешений
по этому поводу: представлять налоговым
органам документы, подтверждающие
право на льготы по налогам, причем
представление этих документов носит
не разрешительный, а уведомительный
характер. Налогоплательщик вправе ознакомиться
с актами проверок, проведенных налоговыми
органами: представлять налоговым органам
пояснения по исчислению и уплате налога
на прибыль и по актам проведенных проверок.
При несогласии с заключениями, актами
и иными решениями налоговых органов налогоплательщик
вправе обжаловать их, а также действия
должностных лиц налоговых органов в вышестоящий
налоговый орган, а также в арбитражный
суд. Налогоплательщикам важно знать,
что в соответствии со ст.4 Федерального
Закона "О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания". Любые законы, ухудшающие
положение налогоплательщиков, подлежат
введению в действие не ранее, чем по истечении
десятидневного срока с момента их официального
опубликования. Официальным опубликованием
считается первая публикация полного
текста закона в "Российской газете"
или в "Собрании законодательства Российской
Федерации". В соответствии с Законом
РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" каждый налогоплательщик
(предприятие, учреждение, организация)
подлежит в обязательном порядке постановке
на учет в государственное налоговой инспекции
по месту своей регистрации (с присвоением
ему определенного идентификационного
номера). Для постановки на учет надо представить
в налоговую инспекцию заявление установленной
формы, три экземпляра карты постановки
на учет, копии учредительных документов,
заверенные в установленном порядке, форму
заявления можно получить в налоговой
инспекции по местонахождению налогоплательщика.
Налоговая инспекция обязана поставить
налогоплательщика на учет в течение не
более 5 дней со дня подачи налогоплательщиком
полного пакета указанных выше документов.
При этом предприятию-налогоплательщику
присваивается идентификационный номер,
выдается первый экземпляр карты, подписанной
начальником налоговой инспекции и скрепленной
гербовой печатью. Налогоплательщику
выдается справка о постановке на учет
в налоговой инспекции, которая является
основанием для открытия в банке расчетного
счета.
Обязанности
налогоплательщика.
Налогоплательщик
обязан:- своевременно и в полном
объеме уплачивать налог на прибыль
в установленном порядке (авансовые
платежи и платежи по фактически
полученной прибыли);- вести бухгалтерский
учет в соответствии с действующими
нормативными документами; применительно
к налогу на прибыль особо важное
значение имеет соблюдение требований
Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов,
учитываемых при
Финансово-правовой
статус налогоплательщиков.
Виды налогоплательщиков.
Главным признаком
налогоплательщиков, отличающих их от
всех иных лиц, является наличие обязанностей
уплачивать налоги и сборы. В соответствии
со ст. 38 Налогового кодекса Российской
Федерации объектами
Следовательно,
обязанности по уплате налогов возникают
при наличии у лица объекта
налогообложения. Исходя из изложенного,
налогоплательщиками являются лица,
в отношении которых являются
объекты налогообложения. Например,
плательщиком подоходного налога является
физическое лицо, получившее доход. Определение
в качестве налогоплательщиков только
физических лиц и организаций
соответствует общепринятому
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК Российской
Федерации возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы.
К организациям
согласно НК Российской Федерации относятся:
Российские организации
- юридические лица, образованные в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
Иностранные организации
– иностранные юридические
Проблема участия
в налоговых отношениях филиалов
и других обособленных подразделений
юридических лиц решена в налоговом
кодексе следующим образом: обособленные
подразделения лишь исполняют обязанности
юридических лиц по уплате налогов
и сборов на той территории, на которой
эти обособленные подразделения
осуществляют функции юридических
лиц (статьи 11 НК Российской Федерации).
Субъектами же налоговых отношений
остаются юридические лица.
Что касается юридических
лиц, то это понятие охватывает как
обычных граждан (в том числе
иностранцев и лиц без
По законодательству
некоторых зарубежных стран в
качестве налогоплательщиков может
выступать семья в целом, а
не конкретный гражданин. В соответствии
с положениями российского
НК Российской
Федерации содержит достаточно подробный
перечень прав и обязанностей налогоплательщиков
и плательщиков сборов (статьи 21 НК
Российской Федерации). Эти права
можно условно разделить на три
группы.
Первую группу составляют
права, обеспечивающие правильное, надлежащие
исполнение обязанностей по уплате налогов.
К этой категории можно отнести:
1. Право получать
от налоговых органов бесплатную информацию
о действующих налогах и сборах, в налоговом
законодательстве, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц;
2. Право получать
от налоговых органов письменные разъяснения
по вопросам применения законодательства
о налогах и сборах.
Последнее право
обращает на себя внимание в связи
с положением статьи 111 НК Российской
Федерации, согласно которому выполнение
налогоплательщику или
Вторая группа
прав обеспечивает учёт экономических
интересов налогоплательщика
1. Право использовать
налоговые льготы при наличии на основании
и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах;
2. Право получать
отсрочку, рассрочку, налоговый кредит
или инвестиционный налоговый кредит
в порядке и на условиях, установленных
НК Российской Федерации;
3. Право на своевременный
зачёт или возврат сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов.
Третья группа
объединяет процессуальные права налогоплательщиков
при осуществлении налогового контроля.
Сюда включены:
1.
право представлять свои
2.
право представлять налоговым
органам и их должностным