Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации безвозмездный платёж. Платёж этот в обязательном порядке осуществляют в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это отнюдь не означает, что те, кто их уплачивает, получают что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………4
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Теоретические аспекты функционирования налоговой системы государства
1.1 Налоги, их функции, классификация и виды…… … … … … … … … … …6
1.2 Содержание, структура и принципы налогообложения…… .………………11
1.3 Сущность и инструменты бюджетно-налоговая политики … … … … … ...13
2. Динамика структуры и основных характеристик налоговой системы РФ
2.1 Эволюция налоговой системы………………………………………………….19
2.2 Анализ состояния современной налоговой системы РФ……………………..21
2.3 Противоречия и пути совершенствования
действующей в РФ налоговой системы……………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………....36

Работа содержит 1 файл

налоговая система как инструмент государственного регулирования.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Если  налоговая ставка превышает объективную  границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

    Это положение можно проиллюстрировать  графически.

     

    Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную  шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

    Налоги - это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и  стабильные,  независящие от воли отдельных лиц.

    Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

       Налоги относятся к классу  экономических нормативов, они формируются  по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль  можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный  на  общегосударственном уровне.

       Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах  налоговой системы перед любой другой формой  изъятия части доходов  граждан  и предприятий в государственный бюджет.

    Одно  из  этих  преимуществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и  санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,  а  принятыми  парламентами законами.

    Ставка  налога может зависеть от категории,  к которой относится плательщик,  от того, к какой социальной группе относится гражданин или к  какой по  размерам  группе  относится предприятие, но  она  не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

    Фиксированный  размер  ставок  и их относительная стабильность способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как облегчает прогнозирование ее результатов.

    2. Основы и общие  положения налоговой системы РФ

2.1 Эволюция налоговой системы РФ

      Зарождение  науки о налогах началось в  первой половине ХVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

      Начало  Х1Х века знаменательно тем, что  доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.  

      В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации жел. дорог (18-23%).

      В 80-е гг. XX века действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

      В 1990 г. - принятие Законов "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных  граждан и лиц без гражданства", "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

      Вопросы о принципах налогообложения  решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". В этом же году была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (ранее она была в составе Министерства финансов).

      Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений  и тенденций, практически она  устарела уже к моменту начала своего функционирования. В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме,  в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги,  которые оговорены законом  “Об основах налоговой системы в РФ”. Были внесены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. 18 августа 1996 г. Президент РФ издал Указ № 1214, которым отменил с января 1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к статьям 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

      Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых правоотношений.

     С 1 января 2001г. введена в действие часть вторая НК РФ. Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Речь идет в частности о следующих мерах:

  • Отмена неэффективных «оборотных» налогов;
  • Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;
  • Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;
  • Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;
  • Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

    Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую  систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых российских особенностей.

2.2. Анализ состояния  современной налоговой системы

     Современная российская налоговая система сложилась на рубеже  
1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

     В России устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

        1. Федеральные налоги  и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на добычу полезных ископаемых; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

     2. Региональные налоги и сборы,  устанавливаются Налоговым Кодексом  и законами субъектов Российской  Федерации, вводятся в действие  в соответствии с налоговым  Кодексом законами субъектов  Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; налог на игорный бизнес; транспортный налог; региональные лицензионные сборы.

     3. Местные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

     Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

    • признании всеобщности и равенства налогообложения;
    • принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;
    • недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;
    • экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;
    • ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

     Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

     Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

     Принципиальные  основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

     Конституционный институт общих принципов налогообложения  и сборов нашел определенное отражение  в ст.3 Налогового кодекса.

     В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

     В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственного регулирования