Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации безвозмездный платёж. Платёж этот в обязательном порядке осуществляют в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это отнюдь не означает, что те, кто их уплачивает, получают что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………4
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Теоретические аспекты функционирования налоговой системы государства
1.1 Налоги, их функции, классификация и виды…… … … … … … … … … …6
1.2 Содержание, структура и принципы налогообложения…… .………………11
1.3 Сущность и инструменты бюджетно-налоговая политики … … … … … ...13
2. Динамика структуры и основных характеристик налоговой системы РФ
2.1 Эволюция налоговой системы………………………………………………….19
2.2 Анализ состояния современной налоговой системы РФ……………………..21
2.3 Противоречия и пути совершенствования
действующей в РФ налоговой системы……………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………....36

Работа содержит 1 файл

налоговая система как инструмент государственного регулирования.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Поэтому прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

    Регрессивный  налог предполагает снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Регрессивный  налог вводится с целью  стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

    В зависимости от того, кто взимает  налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

    К федеральным налогам  и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования недрами, платежи за загрязнение окружающей среды, сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионные сборы.

    К региональным налогам  и сборам относятся: региональный налог на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, региональный лицензионный сбор, сбор за использование региональной символики.

    К местным налогам  и сборам относятся: налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор, сбор за использование местной символики.

    Если  же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплатильщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 

     1.2 Содержание, структура  и принципы построения

       налоговой системы государства

    Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Все налоговые системы построены  на общих принципах, находящих конкретное выражение в элементах налогов. К главным элементам налогов  относят:

  • Объект, или предмет, налогообложения – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеряемые количественно, которые служат базой для исчисления налога. Законодательством устанавливается исчерпывающий перечень объектов налогообложения: прибыль (доходы), стоимость определённых товаров, добавленная стоимость продукции (работ, услуг), имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и другие объекты.

    Один  и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

  • Субъект налогообложения – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • Источник налога – доход субъекта налогообложения, из которого выплачивается налог (заработная плата, прибыль, процент, рента);
  • Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Она определяется либо в виде твёрдой ставки (абсолютная сумма на единицу обложения), либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога. Имеет разнообразные формы и строится отдельно для каждого налога с учётом приоритетов национальной фискальной политики;
  • Срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение налогоплательщиком взимается пени в зависимости от просроченного срока;
  • Единица обложения – зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме;
  • Правила исчисления  и порядок уплаты налога, штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • Адрес перечисления налога;
  • Ответственность за налоговые правонарушения.

    В целом система построения отдельных  видов налогов формируется, как  правило, с учётом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления.

    Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых  на территории государства в тот  или иной период времени. Основными  налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

    Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

    Существуют  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

    В шедулярной налоговой  системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

    В глобальной налоговой  системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах. 

1.3 Сущность и инструменты  бюджетно-налоговая  политики

     Рыночная  экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика. Споры  по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире,  не  регулируемую  государством, невозможно.  Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

     Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

        - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение продавцов и покупателей, товаропроизводителей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

        - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

        В условиях рынка отмирают  или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы  административного  подчинения предпринимателей.

        Таким образом,  развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

        Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения,  вводя  одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных  отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

    Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены  раз и  навсегда.  "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации. 

        Систему налогообложения можно  считать  стабильной  и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

        Частные изменения могут вноситься  ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они были установлены  и были известны предпринимателям  хотя бы за месяц до начала  нового хозяйственного  года.

     Стабильность  налогов означает относительную неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

       Стабильность системы налогообложения - не догма и не  самоцель. Ради  нее  нельзя  жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей,  стимулирующей и др.  Опыт развитых стран свидетельствует о том,  что налоговая система  является функцией  двух аргументов – экономической политики государства и состояния народного хозяйства.  Если экономическое положение страны требует внесения определенных изменений в налоговую систему, то они должны быть внесены, и по возможности - с нового хозяйственного года.

     Вопрос  о размерах критического налогообложения  давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между  величиной ставки налогов и поступлением в государственны бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

  • ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
  • точка А – достигается максимум поступлений в бюджет.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственного регулирования