Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:03, курсовая работа
Введение
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы. Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает два основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии. В заключение кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.
Глава I. Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
Своими историческими истоками налоги уходят в древний мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие. Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов. Очень быстро налог стал явлением обыденным. Как сказал известный политический деятель США Бенджамин Франклин, «платить налоги и умирать должен каждый».
Глава II. Общая характеристика российской налоговой системы
Налоговая система России рассматривается нами через призму системы налогов, остальные же взаимосвязанные аспекты отодвинуты на второй план. Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных, региональных (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.
Глава III. Современное европейское налогообложение
Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80–х годов налоговые реформы несколько сближают их. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан.
Введение
Глава I. Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация
1.3 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
Глава II. Общая характеристика российской налоговой системы
Глава III. Современное европейское налогообложение
3.1 Налоги Германии
3.2 Налоги США
3.3 Налоги Канады
Глава IV. Сравнительная характеристика налоговой политики
России и Зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Приложение
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющиеся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.
В каждой налоговой системе помимо налогов существуют также сборы. Если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:
Плательщик - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога;
Объект обложения - доход, земельная рента, имущество облагаемые налогом;
Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;
Налогооблагаемый оклад - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;
Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах ( в рублях ) либо в процентах;
Налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого;
Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства;
Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. Прежде всего налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.
Основой
следующего классификационного признака
является источник уплаты налогов. Это:
заработная плата, выручка, доход или прибыль,
себестоимость. Наиболее существенным
признаком классификации налогов является
принадлежность их к уровням власти и
управления. Классификация налогов по
бюджетному кодексу (см. приложение 1)
1.3
Методы осуществления налоговой политики
и управление налогообложением
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговая политика проводится ими посредством методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование - деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики. Так, Минфин России разрабатывает совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ.
Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата МНС России созданы:
Глава II. Общая характеристика российской
налоговой системы
Налоговая система России рассматривается нами через призму системы налогов, остальные же взаимосвязанные аспекты отодвинуты на второй план. Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных, региональных (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, а также государственную пошлину.
К налогам республик в составе Российской Федерации и налогам краев, областей, автономной области, автономных округов относят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц и земельный налог. Формально определенный законом статус того или иного налога еще не определяет, в какой бюджет этот налог поступает. В практике организации налоговых систем сложились критерии, позволяющие определить, какие именно налоги следует (или предпочтительнее) использовать в качестве федеральных налогов, а какие - на более низком уровне бюджетной иерархии. Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между такими составляющими этого государства, как центральное правительство и местные органы власти - в унитарных государствах, и между Федерацией, ее субъектами (регионами) и местным уровнем - в федеративных государствах. Налоговые полномочия - это законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В рамках налоговой системы Российской Федерации административная компонента налоговых полномочий в полном объеме сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Федеральная налоговая служба и ее структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов - федеральных, субъектов Федерации и местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Государственный таможенный комитет, который также является институтом федеральной составляющей государственной власти. Поэтому далее нами в основном рассматриваются два первых аспекта налоговых полномочий - законодательный и доходный.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако распределение налоговых полномочий регулируется Налоговым кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ (см. ст. 50, 56 и 61 БК РФ). В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий:
Таблица 2. Примеры соответствия налогов критериям в российской налоговой системе.
|
В
различных странах используются как представленные
модели, так и их комбинации. В германской
модели бюджетного федерализма доминирует
разделение получаемых налоговых доходов
между бюджетом Федерации и бюджетами
земель; в Канаде и США разделение налоговых
доходов практически не применяется. Эти
страны строят налоговые системы федерации
и субнациональных образований (т.е. провинций
и штатов) независимо и используют модели
распределения налоговых источников и
совместного (параллельного) использования
налоговых баз. В табл. 3 приведены некоторые
модели реализации налоговых полномочий
по основным категориям налоговых платежей,
применяемые в различных странах.
Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран и России