В
2007 г. с учетом уже принятых решений,
касающихся НДС и налога на прибыль
организаций, вступающих в силу с 1 января
2007 г., будет иметь место дальнейшее
снижение налоговой нагрузки. В частности,
в соответствии с Федеральным
законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ с 1 января
2007 г. будет осуществлен переход
от разрешительного к заявительному
порядку возмещения НДС, уплаченного
по материальным ресурсам экспортерами,
что обеспечит существенную дополнительную
экономию их средств. Это позволит решить
существующую в настоящее время
и вызывающую многочисленные нарекания
налогоплательщиков проблему систематической
задержки в возмещении экспортерам
сумм налога, уплаченным при производстве
(приобретении) экспортируемой продукции.
Также, начиная с 2007 г. в соответствии
с Федеральным законом от 6 июня
2005 г. № 58-ФЗ организации получат
право в полном размере уменьшать
налоговую базу текущего года на сумму
убытков, полученных в предыдущем году.
Осуществление указанных мер
обеспечат сохранение в распоряжении
предприятий в 2007 г. дополнительных
денежных средств в крупном размере.
В
соответствии с Федеральным законом
от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ начиная с 2006 г.
вступил в действие ряд таких
важных норм, касающихся НДС, как переход
на обязательное определение даты возникновения
обязанности по уплате этого налога
всеми налогоплательщиками по методу
начисления, принятие к вычету налога
по объектам капитального строительства
по мере осуществления затрат до завершения
строительства, освобождение от налогообложения
при определенных условиях авансовых
платежей и некоторые другие. Вопрос
о целесообразности и параметрах
возможного снижения ставки НДС предлагается
рассмотреть по итогам анализа результатов
применения указанных выше изменений
в 2006-2007 гг.
Соответствующие
предложения, проработанные с заинтересованными
министерствами, направлены Минфином
России на согласование в Минэкономразвития
России. В 2007-2009 гг. реформирование системы
акцизного налогообложения должно
быть продолжено с учетом накопленного
опыта, а также опыта зарубежных
стран. В частности, в отношении
акцизов на нефтепродукты представляется
целесообразным, начиная с 2007 г. отказаться
от сложной "зачетной" системы
уплаты акцизов, в соответствии с
которой объектом налогообложения
является приобретение бензина налогоплательщиками,
имеющими свидетельство на осуществление
операций с нефтепродуктами, и вернуться
к действовавшему ранее порядку
уплаты таких акцизов предприятиями-производителями
нефтепродуктов (с сохранением этой
системы только в отношении прямогонного
бензина). Это позволит улучшить налоговое
администрирование уплаты акцизов
на нефтепродукты. Заслуживает поддержки
идея дифференциации ставок акцизов
на бензин в зависимости от его
качества (в том числе в отношении
соблюдения экологических требований),
имея в виду установление более низкой
ставки на высококачественный бензин
и более высокой налоговой
ставки на бензин низкого качества.
Это, помимо прочего, должно стать дополнительным
стимулом для расширения объемов
производства на территории страны высококачественного
бензина, отвечающего европейским
стандартам, объем производства которого
в настоящее время незначителен.
Однако для этого необходимо установить
четкие критерии (стандарты) качества
бензина, применительно к которым
осуществляется дифференциация ставок
акциза на нефтепродукты. В отношении
акцизов на алкогольную продукцию
в 2007-2009 гг. возможно лишь внесение некоторых
уточнений, связанных с отладкой
введенного начиная с 2006 г. нового механизма
контроля за оборотом алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
Изменения
по налогу на прибыль организаций
в 2007-2009 гг. должны касаться в основном
уточнения отдельных вопросов, возникающих
из практики применения этого налога.
В частности, необходимо решить вопрос
о не включении в состав доходов, учитываемых
при налогообложении, сумм штрафных санкций,
списанных организациям, досрочно выполнившим
условия реструктуризации налоговой задолженности,
осуществленной в соответствии с решениями
Правительства Российской Федерации.
Из мер инвестиционной направленности
предлагается разрешить, начиная с 2007
г. относить расходы на НИОКР (в том числе
не давших положительного результата)
в течение одного года, а не двух лет, как
в настоящее время. В соответствии с поручением
Президента Российской Федерации в Бюджетном
послании следует рассмотреть вопрос
о совершенствовании налогообложения
дивидендов, получаемых российскими юридическими
лицами от инвестиций в дочерние общества,
с целью стимулирования размещения холдинговых
компаний в Российской Федерации. Проект
федерального закона "О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации", предусматривающий внесение
соответствующих изменений в главы Кодекса,
регулирующих уплату налога на доходы
физических лиц, ЕСН и налога на прибыль
организаций внесен Правительством Российской
Федерации в Государственную Думу.
В
ближайшие годы будут реализованы
следующие основные меры, направленные
на совершенствование законодательства
о налогах и сборах.
Так
с 2007 года предполагается:
- переход от
разрешительного к заявительному порядку
возмещения НДС экспортерам, уплаченного
ими по материальным ресурсам (Федеральный
закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ);
- уменьшение
налогоплательщиками в полном размере
налоговой базы по налогу на прибыль организаций
на сумму убытков, полученных ими в предыдущем
году (Федеральный закон от 6 июня 2005 г.
№ 58-ФЗ);
- введение
обязательности выделения в платежных
поручениях отдельной строки "НДС -
платеж" с передачей банками налоговым
органам информации о суммах и контрагентах
расчетов;
- отказ от
"зачетной" системы уплаты акцизов
на нефтепродукты с возвратом к действовавшему
ранее порядку уплаты таких акцизов предприятиями-производителями
нефтепродуктов (с сохранением этой системы
только в отношении прямогонного бензина);
- усовершенствование
существующей системы комбинированных
ставок акциза по сигаретам путем исчисления
адвалорной составляющей таких ставок
от розничной цены сигарет в торговой
сети;
- индексация
специфических ставок акцизов в соответствии
с прогнозируемым на 2006 год уровнем инфляции,
кроме акцизов на бензин и дизельное топливо
по которым индексация не производится;
- увеличение
размера акциза на сигареты на 30 % по сравнению
с уровнем 2006 года;
- учет при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций расходов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы (в том
числе не давших положительного результата)
в течение одного года;
- увеличение
социальных налоговых вычетов на обучение
в образовательных учреждениях и на лечение
в медицинских учреждениях Российской
Федерации до 50 тыс. рублей по каждому
из таких вычетов;
- разрешение
учитывать при определении размера социального
вычета взносов физических лиц страховым
организациям по договорам добровольного
личного медицинского страхования;
- установление
понижающего коэффициента, стимулирующего
дальнейшую разработку нефтяных месторождений
- для месторождений, находящихся на завершающей
стадии разработки;
- продление
действия до 2017 года специфической ставки
НДПИ по нефти, "привязанной" к мировым
ценам на этот товар;
Начиная
с 2008-2009 годов:
- введение
специальной регистрации налогоплательщиков
НДС с выдачей "свидетельства участника
НДС-оборота";
- дифференциация,
начиная с 2008 года ставок акцизов на бензин
в зависимости от его качества, имея в
виду установление более низкой ставки
на высококачественный бензин и более
высокой налоговой ставки на бензин низкого
качества;
- индексация,
начиная с 2008 года специфических ставок
акцизов в соответствии с прогнозируемым
на 2007 год уровнем инфляции (кроме акцизов
на бензин и дизельное топливо по которым
индексация не производится, а также акцизов
на сигареты), а начиная с 2009 года - индексация
всех специфических ставок акцизов (кроме
акцизов на сигареты) в соответствии с
уровнем инфляции, прогнозируемым на 2008
год;
- ежегодное
увеличение в 2008-2009 гг. ставок акциза на
сигареты на 20 % по сравнению с уровнем
2007- 2008 годов;
- введение,
начиная с 2008 г. специфических ставок НДПИ
в отношении некоторых иных кроме нефти
видов полезных ископаемых;
- совершенствование
применения сбора за пользование объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами.
Таким
образом, за период 2007 – 2009 гг. налоговая
система Российской Федерации претерпела
некоторые изменения и продолжает совершенствоваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе выполнения курсовой работы были
решены основные задачи, поставленные
в начале проекта.
Итак,
налоговая политика – комплекс правовых
действий органов власти и управления,
определяющий целенаправленное применение
налоговых законов. Это также правовые
нормы осуществления налоговой техники
при регулировании, планировании и контроле
государственных доходов. Налоговая политика
является частью финансовой политики.
Содержание и цели налоговой политики
обусловлены социально-экономическим
строем общества и социальными группами,
стоящими у власти. Экономическая обоснованная
налоговая политика преследует цель оптимизировать
централизацию средств через налоговую
систему.
В
основу современной системы налогообложения
положены принципы эффективности и
справедливости. Налоговая система
должна обеспечивать эффективность
на микроуровне (уровне отдельного производителя),
способствуя наиболее рациональному
размещению и использованию ресурсов.
Справедливость должна быть вертикальной
(это означает, что люди, получающие
разные доходы, должны платить неодинаковые
налоги) и горизонтальной (подразумевающей,
что люди с равными доходами должны
платить равные налоги).
Налоговая
политика может считаться эффективной
лишь в том случае, когда она
не только обеспечивает финансовыми
результатами текущие потребности
государства, но и не снижает стимулы
налогоплательщика к предпринимательской
деятельности, обязывает его к
постоянному поиску путей повышения
результативности хозяйствования. В
этой связи показатель налоговой
нагрузки, или налогового бремени, на
налогоплательщика является достаточно
серьезным измерителем качества
налоговой системы.
Налоги
можно рассматривать как элементы
финансовой системы, которые реализуют
одну из основных назначений финансов
– перераспределение совокупного
дохода общества (перераспределительная
функция налогов), создаваемого в сфере
производства и обращения товаров (работ,
услуг), и финансового контроля (контрольная
функция налогов). Также налоги выполняют
стимулирующую и контрольную функции.
Все
налоги, действующие в России, можно
сгруппировать по следующим классификационным
признакам:
- по субъектам
налогообложения (налоги, выплачиваемые
юридическими и физическими лицами);
- по объектам
налогообложения (доходы, имущество, передача
имущества, обращение и потребление товаров);
- по способу
изъятия (прямые и косвенные);
- по источникам
уплаты (налоги, включаемые в себестоимость
продукции, в выручку от реализации товаров
(работ, услуг), налоги, включаемые в финансовые
результаты деятельности предприятия);
- по принадлежности
к уровню управления (федеральные, региональные
и местные налоги) и др.
В
соответствии с принципами среднесрочного
финансового планирования Министерством
финансов Российской Федерации в 2007
году был впервые разработан документ,
определяющий концептуальные подходы
формирования налоговой политики в
стране на трехгодичный плановый период
2008 – 2010 годов. Предлагаемые Минфином
России мероприятия, предусматривающие
изменение в 2008 – 2010 годах налогового
законодательства в части налогового
администрирования, а также порядка
исчисления и уплаты отдельных налогов
и сборов, отражены в Основных направлениях
налоговой политики, одобренных Правительством
Российской Федерации в марте 2007
года.
Масштабных
мер в области налоговой политики,
сопоставимых с глобальной перестройкой
налоговой системы, в среднесрочной
перспективе не запланировано. Но необходимо
принимать во внимание, что проведение
социально-экономических преобразований,
интеграция России в мировую экономику
неизбежно требуют внесения поправок
в налоговое законодательство. На
сегодняшний день решены не все задачи,
поставленные в ходе налоговой реформы.
Поэтому эта отрасль законодательства
будет динамично изменяться.
В
трехлетней перспективе приоритеты
Правительства Российской Федерации
в области налоговой политики
остаются такими же, какими они и
были запланированы на период 2008 –
2010 годов – создание эффективной,
сбалансированной налоговой и бюджетной
системы, отказ от необоснованных мер
в области увеличения налогового
бремени.
Введенные
в действие к настоящему времени
основы российской налоговой системы
были сформированы во многом с учетом
лучшей мировой практики в области
налоговой политики. Вместе с тем
эффективность функционирования российской
налоговой системы хотя и соответствует
нынешнему уровню развития экономики,
но все же далека от ожидаемой. Однако
проблемы с внедрением в России инструментов
налоговой политики, которые успешно
функционируют во многих зарубежных
странах, свидетельствуют не о неэффективности
данных инструментов, а о том, что
причины этих проблем лежат вне
системы принятия решений в отношении
налоговой политики.
Отчасти
подобные проблемы могут быть решены
с помощью адаптации широко используемых
инструментов налоговой политики к
современным условиям российской экономики,
примером чего является успешное использование
в России плоской ставки налога на
доходы физических лиц. Вместе с тем,
во многих случаях неэффективность
налоговой системы связана с
недостаточной эффективностью системы
применения и администрирования
законодательства о налогах и
сборах, судебной системы, органов государственной
власти и управления в целом. В
среднесрочной перспективе предполагается
принимать последовательные меры по
исправлению указанных недостатков
налоговой системы, однако основным
условием результативности таких мер
будет их тесная координация с
социально-экономическими преобразованиями
в иных областях.
Таким
образом, настоящие «Основные направления
налоговой политики на 2009 год и
на плановый период 2010 и 2011 годов» составлены
с учетом преемственности базовых
целей и задач, поставленных в
документе, определяющем стратегию
налоговой реформы на 2008 – 2010 годы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный
закон «О внесении дополнений в часть
вторую НК РФ»cот 7 июля 2003г. №117-ФЗ;
- Федеральный
закон «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах»
от 6 июня 2005г. №58-ФЗ;
- Федеральный
закон «О внесении изменений в главу 21
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах»
от 22 июля 2005г. №119-ФЗ;
- Налоговый
Кодекс Российской Федерации;
- Доклад Минфина
РФ «О мерах по совершенствованию налогового
законодательства в РФ» от 7 августа 2007г.
№03-02-07/2-138;
- Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под
общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича;
МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд., стереотип.
– М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
– 448 с.;
- Бункина М.К.,
Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика:
Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство «Дело и Сервис»,
2000. – 512 с.;
- Ивашковский
С. Н.Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр.,
доп. – М.: Дело, 2002. —472 с.;
- Кочетков
А.И. Самоучитель по исчислению налогов.
Учебное пособие. – М.: ИПАК, 2007. – 386 с.;
- Матвеева
Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб.пособие/Т.Ю.Матвеева;
Гос. ун-т – Высшая школа экономики. –
5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. –
511 с.;
- www.consultant.ru;
- www.nalogoved.ru;
- www.newruss.ru;
- www.niisp.ru;
- www.ru.wikipedia.org.