Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а также рассмотрении основных видов и функций налогов.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- сущность налоговой политики;

- принципы налогообложения;

- функции и основные виды налогов;

- налоговая система на современном этапе.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5
Сущность налоговой политики…………………………………..…5
Обоснованность налоговой политики на НК РФ …........................7
Принципы налогообложения. Налоговое бремя…………………..8
Функции и виды налогов………………………………………..…10

Глава 2. Особенности налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14

Глава 3. Особенности налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

=Макроэкономика=.docx

— 71.93 Кб (Скачать)
    1. Функции и виды налогов.

     Самое главное в системе налогообложения  — и в этом кроется внутренняя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев общественного воспроизводства.

     Но  налоги необходимо рассматривать не только с позиций общественных и  государственных (фискальных) интересов. У них есть еще одна важная функция — функция воздействия на рынок. Рынок и налоги — это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой, поскольку налоги — мощный инструмент регулирования рыночных отношений. Налогообложение используется государствами развитых стран для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т. п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

     Налоги  можно рассматривать как элементы финансовой системы, которые реализуют  одну из основных назначений финансов – перераспределение совокупного  дохода общества (перераспределительная  функция налогов), создаваемого в  сфере производства и обращения  товаров (работ, услуг), и финансового  контроля (контрольная функция налогов). Также налоги выполняют стимулирующую и контрольную функции.

     Все налоги, действующие в России, можно  сгруппировать по следующим классификационным  признакам:

    • по субъектам налогообложения (налоги, выплачиваемые юридическими и физическими лицами);
    • по объектам налогообложения (доходы, имущество, передача имущества, обращение и потребление товаров);
    • по способу изъятия (прямые и косвенные);
    • по источникам уплаты (налоги, включаемые в себестоимость продукции, в выручку от реализации товаров (работ, услуг), налоги, включаемые в финансовые результаты деятельности предприятия);
    • по принадлежности к уровню управления (федеральные, региональные и местные налоги) и др.

     Одним из основных классификационных признаков, по которым производится группировка  налогов, является деление всех налогов  по способу их изъятия у налогоплательщиков – прямые и косвенные налоги.

     К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные налоги. Это личный подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество и др. К косвенным относят налоги на обращение и потребление, например, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж и проч. Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, связанного с результатами финансово-хозяйственной деятельности, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

    1. Налог на добавленную стоимость;
    2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    3. Налог на прибыль (доход) организаций;
    4. Налог на доходы от капитала;
    5. Налог на доходы физических лиц;
    6. Единый социальный налог;
    7. Государственная пошлина;
    8. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
    9. Налог на пользование недрами;
    10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    13. Лесной налог;
    14. Водный налог;
    15. Экологический налог;
    16. Федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся:

    1. Налог на имущество организаций;
    2. Налог на недвижимость;
    3. Дородный налог;
    4. Транспортный налог;
    5. Налог с продаж;
    6. Налог на импортный бизнес;
    7. Региональные лицензионные сборы.

     К местным налогам и сборам относятся:

    1. Земельный налог;
    2. Налог на имущество физических лиц;
    3. Налог на рекламу;
    4. Налог на наследование или дарение;
    5. Местные лицензионные сборы.

     Размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики  федеральных налогов, налоговые  льготы и порядок зачисления их в  бюджет или во внебюджетные фонды  устанавливаются Налоговым кодексом и законодательными актами РФ. Эти  налоги едины и обязательны к  уплате на всей территории страны.

     Перечень  региональных налогов также ограничен  Налоговым кодексом РФ, однако право  вводить (или не вводить) тот или  иной налог на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации предоставлено законодательным (исполнительным) органам субъектов России.

     Перечень  местных налогов имеет закрытый характер, он устанавливается Налоговым  кодексом РФ, а право введения того или иного налога предоставляется  представительным органам местного самоуправления. После введения местного налога он становится обязательным к  уплате на территории соответствующих  муниципальных образований.

     В макроэкономике налоги также делят  на автономные и подоходные.

     Автономные (аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

     Подоходные  налоги – это налоги, зависящие от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле t´Y, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт). 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ В 1999 – 2004 ГГ.

     С начала 1999 года начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты. В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.

     В период с 2000—2002 годов Правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот. В области межбюджетных отношений — перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

     Цель  налоговой реформы в настоящее  время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы  по мере снижения обязательств государства  снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более  справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

     Во  исполнение поставленных целей налоговой  реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

     Согласно  положению новой главы 23, была введена  единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2001—2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов — стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

     Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил  существовавшие ранее взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников (см. рис.1).

     Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал  увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы  налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия  на оплату труда. Предполагалось, что  чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но, несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер остается пока очень высоким, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Очевидно, что должно быть снижено налоговое бремя по ЕСН или вообще пересмотрена база налогообложения данного налога.

     

Рис. 1. Ставки налогов во внебюджетные фонды

     Глава 21 НК РФ определила новый порядок  исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения. Однако до сих пор не решен вопрос о возмещении экспортного НДС.

     Серьёзные изменения в рамках налоговой  реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001—2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).

     Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

Информация о работе Налоговая политика РФ