Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а также рассмотрении основных видов и функций налогов.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- сущность налоговой политики;
- принципы налогообложения;
- функции и основные виды налогов;
- налоговая система на современном этапе.
Введение………..…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5
Сущность налоговой политики…………………………………..…5
Обоснованность налоговой политики на НК РФ …........................7
Принципы налогообложения. Налоговое бремя…………………..8
Функции и виды налогов………………………………………..…10
Глава 2. Особенности налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14
Глава 3. Особенности налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...35
Введение………..……………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5
Глава 2. Особенности налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14
Глава 3. Особенности налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
История
налогообложения насчитывает
Государство как получатель налогов устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщикам, т.е. форма и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.
Экономические преобразования в современной России потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение в нашей стране новой системы налогообложения. Налоговая реформа 1991 – 1993 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны противостоять неуправляемости рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, сдерживать инфляцию.
Налоговая
политика во многом определяет ход
и направление хозяйственно-
Данная тема является весьма актуальной для современной экономики, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы и проведение налоговой политики служит залогом успешного решения стоящих перед страной проблем. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы и проекты.
Цель данной курсовой работы заключается в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а также рассмотрении основных видов и функций налогов.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- сущность налоговой политики;
- принципы налогообложения;
-
функции и основные виды
-
налоговая система на
При
написании курсовой работы использовался
такие нормативно-правовые документы,
как Федеральные законы и Налоговый Кодекс
РФ, а также литература экономистов-теоретиков,
инструктивно-методический материал и
ресурсы Интернета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основы налогообложения, неподвластные времени, были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами.
Государство
не может существовать без налогов.
Но здесь же начинается демагогия: то,
что гражданин выплачивает в
виде налогов, возвращается к нему как
к члену общества. Современная
система налогообложения
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В
условиях высокоразвитых рыночных отношений
налоговая политика используется государством
для перераспределения
Вводя налоги, государство преследует, как минимум, две основные цели. Первая из них заключается в изъятии у предпринимателей и населения части их доходов в свою пользу (в доходную часть бюджетов всех уровней государственного управления, средства которой направляются на удовлетворение общенациональных потребностей). В этом заключается фискальная функция налоговой политики, проводимой государством (от лат. fiscus – «государственная казна»). Вторая цель – обеспечение (в определенной степени) регулируемой системы управления рыночной экономикой. Здесь уже можно говорить о регулирующей функции, то есть об экономических методах и рычагах, которые должны быть направлены на формирование таких экономических отношений между государством, предприятиями и гражданами, которые способствовали бы непрерывному развитию производства, обмена, обращения и потребления материальных и духовных благ общества.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При
сильной экономике все
Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), вступивший в силу с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов.
НК
РФ упорядочивает систему
Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан.
С
принятием и введением в
Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть:
В
основу современной системы
Налоговая
политика может считаться эффективной
лишь в том случае, когда она
не только обеспечивает финансовыми
результатами текущие потребности
государства, но и не снижает стимулы
налогоплательщика к
Выражения «налоговое
бремя», «налоговая нагрузка», или «тяжесть
налогов» и т.п. появились в самых
первых текстах, в которых речь шла
о налогах. Но их наполнение реальными
количественными оценками можно
отнести ко времени окончания
первой мировой войны, когда расчеты
по международной задолженности
и репарационные платежи
Налоговое бремя (на макроуровне) – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и сопоставления его с другими государствами.
Теория и практика налогов свидетельствуют о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию.
Оптимальный размер налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.