Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а также рассмотрении основных видов и функций налогов.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- сущность налоговой политики;

- принципы налогообложения;

- функции и основные виды налогов;

- налоговая система на современном этапе.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5
Сущность налоговой политики…………………………………..…5
Обоснованность налоговой политики на НК РФ …........................7
Принципы налогообложения. Налоговое бремя…………………..8
Функции и виды налогов………………………………………..…10

Глава 2. Особенности налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14

Глава 3. Особенности налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

=Макроэкономика=.docx

— 71.93 Кб (Скачать)
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………..…………………………………………………………………….3

    Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5

    1. Сущность налоговой политики…………………………………..…5
    2. Обоснованность налоговой политики на НК РФ …........................7
    3. Принципы налогообложения. Налоговое бремя…………………..8
    4. Функции и виды налогов………………………………………..…10

Глава 2. Особенности  налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14

Глава 3. Особенности  налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...35 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства  налог стал единственно возможным  способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ  государства и форм собственности.

     Государство как получатель налогов устанавливало  правила их исчисления и уплаты налогоплательщикам, т.е. форма и порядок их взимания всегда были узаконены в том или  ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в  руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.

     Экономические преобразования в современной России потребовали проведения принципиально  новой налоговой политики. Одним  из направлений реализации этой политики является введение в нашей стране новой системы налогообложения. Налоговая реформа 1991 – 1993 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны противостоять неуправляемости рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, сдерживать инфляцию.

     Налоговая политика во многом определяет ход  и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство  должно учитывать реакцию экономических  институтов на те или иные налоговые  воздействия. Совершенствуя систему  налогов и налоговых льгот, оно  сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или  отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном  уровне населения.

     Данная  тема является весьма актуальной для  современной экономики, так как  правильный (оптимальный) выбор налоговой  системы и проведение налоговой  политики служит залогом успешного  решения стоящих перед страной проблем. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы и проекты.

     Цель  данной курсовой работы заключается  в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а  также рассмотрении основных видов  и функций налогов.

     Исходя  из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

     - сущность налоговой политики;

     - принципы налогообложения;

     - функции и основные виды налогов;

     - налоговая система на современном  этапе.

     При написании курсовой работы использовался такие нормативно-правовые документы, как Федеральные законы и Налоговый Кодекс РФ, а также литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал и ресурсы Интернета. 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

    1. Сущность  налоговой политики.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Основы  налогообложения, неподвластные времени, были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию  плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам  процесс сбора налогов нужно  проводить с минимальными затратами.

     Государство не может существовать без налогов. Но здесь же начинается демагогия: то, что гражданин выплачивает в  виде налогов, возвращается к нему как  к члену общества. Современная  система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

     Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

     В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения национального  дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

     Вводя налоги, государство преследует, как  минимум, две основные цели. Первая из них заключается в изъятии  у предпринимателей и населения  части их доходов в свою пользу (в доходную часть бюджетов всех уровней государственного управления, средства которой направляются на удовлетворение общенациональных потребностей). В  этом заключается фискальная функция  налоговой политики, проводимой государством (от лат. fiscus – «государственная казна»). Вторая цель – обеспечение (в определенной степени) регулируемой системы управления рыночной экономикой. Здесь уже можно говорить о регулирующей функции, то есть об экономических методах и рычагах, которые должны быть направлены на формирование таких экономических отношений между государством, предприятиями и гражданами, которые способствовали бы непрерывному развитию производства, обмена, обращения и потребления материальных и духовных благ общества.

     Можно выделить три типа налоговой политики.

     Первый  тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

     Второй  тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

     Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

     При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим. 

    1.   Обоснованность налоговой политики на Налоговом Кодексе РФ.

     Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), вступивший в силу  с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов.

     НК  РФ упорядочивает систему ответственности  за нарушение налогового законодательства, дифференцирует её в зависимости  от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие  чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава  налоговых правонарушений.

     Целью изменений налоговой системы, предусмотренных  НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, содействовать  развитию предпринимательства, наращиванию  национального богатства России и благосостояния её граждан.

     С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает  принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также  других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.  

    1. Принципы  налогообложения. Налоговое бремя.

     Принципы  налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом  произведении «Исследование о природе  и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система  должна быть:

    • справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
    • понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);
    • удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику);
    • недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

     В основу современной системы налогообложения  положены принципы эффективности и  справедливости. Налоговая система  должна обеспечивать эффективность  на микроуровне (уровне отдельного производителя), способствуя наиболее рациональному  размещению и использованию ресурсов. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

     Налоговая политика может считаться эффективной  лишь в том случае, когда она  не только обеспечивает финансовыми  результатами текущие потребности  государства, но и не снижает стимулы  налогоплательщика к предпринимательской  деятельности, обязывает его к  постоянному поиску путей повышения  результативности хозяйствования. В  этой связи показатель налоговой  нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы.

           Выражения «налоговое бремя», «налоговая нагрузка», или «тяжесть налогов» и т.п. появились в самых  первых текстах, в которых речь шла  о налогах. Но их наполнение реальными  количественными оценками можно  отнести ко времени окончания  первой мировой войны, когда расчеты  по международной задолженности  и репарационные платежи потребовали  сопоставления общего уровня обложения  в разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового бремени.

     Налоговое бремя (на макроуровне) – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных  механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и сопоставления его с другими государствами.

           Теория и практика налогов свидетельствуют  о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит  от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию.

           Оптимальный размер налогового бремени – центральная  макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением  о том, что чем ниже уровень  налогового бремени, тем стремительней  и динамичней развивается экономика  государства. В качестве главного примера  такого положения обычно приводят  реформы президента  США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х  гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в  США к налоговым реформам «рейганомики»  отношение неоднозначное, а в  теории налогообложения постулат «низкие  налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Информация о работе Налоговая политика РФ