Налоговая политика предприятий – понятие, оценка её эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время деятельность по управлению налоговыми потоками превратилась в один из важнейших компонентов финансового менеджмента и один из наиболее доходных видов бизнеса для организаций, оказывающих налогоплательщикам соответствующие консультационные услуги.
Учитывая, что динамика и направление развития российского налогового законодательства расширяют круг проблем, связанных с налогообложением, определение основных приоритетов в сфере налоговых отношений является одной из важнейших задач, стоящих перед всеми хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, стабилизация экономической ситуации и рост интереса к разработке экономической стратегии и тактики предприятия ставят вопрос об определении его целей и задач в области налогообложения, причем не просто с позиции минимизации налоговых платежей, но и с точки зрения реализации основных целевых установок производственно-коммерческой деятельности.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Понятие налоговой политики предприятия 4
2. Сущность и значение налоговой политики для предприятия 8
3. Виды и инструменты налоговой политики 12
4. Элементы налоговой политики: налоговое планирование 20
5. Влияние налоговой политики предприятия на эффективную деятельность 27
II. Расчётная часть 30
1. Оценка эффективности проекта 30
1.1 График реализации проекта 33
1.2 Расчет выручки 33
1.3 Расчет капитальных вложений 34
1.4 Расчет эксплуатационных затрат 37
1.5 Расчет амортизационных отчислений 39
1.6 Расчет налоговых выплат 41
1.7 Расчет денежных потоков и показателей эффективности 43
2. Анализ рисков проекта 49
2.1 Анализ чувствительности ЧДД проекта 49
2.2 Анализ сценариев реализации проекта 51
Заключение 53
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 388.76 Кб (Скачать)

К общим методам налогового планирования относятся ситуационные методы, метод микробалансов, комбинированный балансовый метод, позволяющие применять налоговое планирование к крупным блокам хозяйственных операций.

К специальным методам  налоговой оптимизации относятся: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки платежа, метод оффшора, метод сокращения объекта налогообложения, комбинированное применение которых в законодательно установленных рамках дает возможность существенного уменьшения оттока финансовых средств. При этом следует учитывать, что при расчете налоговой базы большинство уплачиваемых налогов входит в состав прочих расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль и их уменьшение ведет к увеличению данного налога.

При осуществлении финансового  бюджетирования следует отдельным  блоком выделять налоговый бюджет, что дает возможность сконцентрировать внимание не на осуществлении отдельных  операций, связанных с минимизаций  налоговых платежей по какому-либо отдельному налогу, в рамках отдельного договора, или однотипных операций, а на реализации общей финансовой стратегии. Такой комплексный подход позволит не принимать сиюминутные  решения, которые могут идти вразрез  с финансовой политикой, несмотря на кратковременное уменьшение налоговых  платежей. Сам по себе налоговый  бюджет не эффективен, а становится таковым только в рамках общей  системы финансового бюджетирования. Как один из операционных бюджетов он должен согласовываться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в бюджет таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного чистого денежного потока.

Непрерывный анализ сложившейся  арбитражной практики по той или  иной ситуации позволит организации  оценить тенденцию решения арбитражных  судов и более взвешенно принимать  решения в таких ситуациях, в  которых она является неоднозначной [10].

Устанавливая показатели для определения эффективности  агрессивной налоговой политики, следует учитывать, во-первых, отражение  показателями различных целей налоговой  политики, во-вторых, уровень издержек, который в силу сложности этого вида политики может достигать существенных величин.

В качестве показателей эффективности  агрессивной налоговой политики могут быть установлены:

- величина налоговой нагрузки, рассчитанная одним из методов,  применяемых на предприятии и  отслеживаемая в динамике с  установленной периодичностью;

- темпы изменения размера  налоговых отчислений;

- минимальный уровень  денежных активов, обеспечивающий  текущую налоговую платежеспособность  предприятия;

- предельный уровень налоговых  рисков в разрезе основных  направлений хозяйственной деятельности  предприятия.

Каждый последующий уровень  налоговой политики включает в себя все признаки, способы и направления  предшествующих уровней [10].

 

  1. Элементы налоговой политики: налоговое планирование

Основным элементом налоговой  политики организации является налоговое  планирование [11].

Основными целями налогового планирования являются:

    • оптимизация налоговых платежей;
    • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу;
    • минимизация налоговых потерь по совокупности налогов.

Результатом реализации вышеперечисленных  целей является увеличение реальных возможностей предприятия для дальнейшего  развития и повышения эффективности  его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств предприятия у него появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать  вероятность изменений в налоговом  законодательстве, которые могут  быть связаны с тенденциями в  развитии налоговой политики, установлением  новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и  т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся  информации с учетом существующих налоговых  тенденций, налоговой теории и политики.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое  поле – это перечень налогов, которые  организация должна перечислить  в бюджет, их прогнозные величины и  сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических  налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего  периода зависит от срока, в течение  которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых  платежей целесообразно проводить  на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать [11].

Элементами налогового планирования являются также:

  • налоговый календарь – он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;
  • стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
  • система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев;
  • налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющий получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;
  • механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.

результатом налогового планирования должен стать выбор метода оптимизации налогообложения, который будет применять предприятие для достижения оптимальной налоговой ситуации.

помимо определения показателя налоговой нагрузки перед руководством предприятия стоит задача снижения этого показателя, то есть минимизация налоговых отчислений с помощью оптимизации налогообложения. Оптимизация налоговой нагрузки – одна из важнейших составляющих налогового планирования предприятия. Сущность ее состоит в том, что каждое предприятие имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством.

Таким образом, налоговое  планирование – это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации  налоговых платежей. Минимизация  налогов - это законный вид деятельности, требующий хорошей базовой подготовки, знаний по целому ряду дисциплин, постоянной работы по осмыслению старых и новых явлений и законодательных актов. Минимизация налоговых выплат может рассматриваться как уменьшение размера налоговых обязательств посредством использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Отсюда вытекает главное отличие минимизации налоговых платежей от уклонения от уплаты налогов. В первом действии налогоплательщик использует разрешенные или незапрещенные законодательством способы уменьшение налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не определяют состав налогового преступления или налогового правонарушения и, следовательно, не влекут для него неблагоприятных последствий, таких как доначисление налоговых платежей, взыскание пени и налоговых санкций [11].

Цель минимизации налогов  – не уменьшение какого-либо налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Оптимизация налоговых выплат предполагает:

тщательное изучение действующего налогового законодательства;

критический анализ рекомендаций и советов;

применение эффективных  схем бухгалтерского учета;

оценку и анализ с точки  зрения налоговых последствий (текущих  хозяйственных и финансовых операций);

использование специальных  налоговых режимов и льгот;

применение способов изменения  сроков уплаты;

учет факторов, влияющих на объемы налоговых выплат: инфляция, колебания учетной ставки и валютного  курса, учетная политика на предприятии, формы и методы расчетов, оформление обязательств и договоров и др.

Способы оптимизации налогообложения:

  • регистрация организации и перенос объекта обложения в оффшорные зоны, где существует льготный (более мягкий) режим налогообложения.
  • создание организации, в штате которой не менее 50% сотрудников люди с ограниченными физическими возможностями, при этом не платится налог на прибыль;
  • перечисление средств на благотворительные цели, при этом 15-70% спонсорских средств возвращается инвестору в виде наличных денежных средств.
  • обоснование договорных цен, т.е. организации в условиях конкурентного рынка вправе самостоятельно определять уровень цен на реализуемые товары (работы, услуги). однако государство регулирует ценообразование с помощью налогов, а также государство в лице налоговых органов проверяет правильность цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода [12].

субъекты малого предпринимательства производят налоговые платежи в рамках  специальных налоговых режимов. упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций., но при этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ст. 346.11 НК РФ).

единый сельскохозяйственный налог, уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (ст. 346.1 НК РФ).

уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст.346.26 НК РФ) [1].

метод замены отношений подразумевает замену операции, предусматривающей высокое налогообложение, другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Примерами могут служить такие, как замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа, договора выдачи работнику займа на приобретение имущества на договор коммерческого кредита. Договор по безвозмездной передачи работнику жилого помещения может быть заменен на договор продажи этого жилого помещения с отсрочкой платежа. Также можно применить замену договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и т.д. однако следует помнить, что, применяя метод замены отношений, можно минимизировав один налог, попасть под действие другого, поэтому необходим расчет вариантов с учетом особенностей налогообложения отдельных регионов.

Метод разделения отношений  близок к методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся  операция, а какая-то ее часть или  одна хозяйственная операция разделяется  на несколько последовательных хозяйственных  операций. примером метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них – собственно договор купли-продажи, а второй – договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относиться на расходы, НДС, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие – уменьшение налога на имущество предприятия. Другим примером может служить разделение договора подряда организации с индивидуальным предпринимателем на два договора. Первый – это договор купли-продажи материалов, необходимых для выполнения работ, а второй – собственно договор подряда на выполнение работ. В данном случае минимизируется страховые взносы. Если работы выполняются из материалов исполнителя, то при одном общем договоре налогом облагается вся сумма вознаграждения, а при разделении договора налог исчисляется только по договору подряда и страховыми взносами будет обложена оплата труда исполнителя [12].

Информация о работе Налоговая политика предприятий – понятие, оценка её эффективности