Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. Нельзя обойтись без ответственности за нарушение налогового законодательства.
I. Введение (стр. 3 – 5).
II. Глава 1. Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 6 – 7).
III. Глава 2. Основания административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 8 – 10).
IV. Глава 3. Составы налоговых правонарушений (стр. 11 – 16).
V. Глава 4. Санкции за нарушение налогового законодательства (стр. 17).
VI. Глава 5. Основания уголовной ответственности за налоговые преступления (стр. 18 – 20).
VII. Глава 6. Составы налоговых преступлений (стр. 21 – 24).
VIII. Глава 7. Санкции за налоговые преступления (стр. 25 – 26)
IX. Заключение (стр. 27 – 28)
X. Список использованной литературы (стр. 29 – 30).
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Налоговое право
на тему: «Налоговая ответственность».
Оглавление.
I. Введение (стр. 3 – 5).
II. Глава 1. Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 6 – 7).
III. Глава 2. Основания административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 8 – 10).
IV. Глава 3. Составы налоговых правонарушений (стр. 11 – 16).
V. Глава 4. Санкции за нарушение налогового законодательства (стр. 17).
VI. Глава 5. Основания уголовной ответственности за налоговые преступления (стр. 18 – 20).
VII. Глава 6. Составы налоговых преступлений (стр. 21 – 24).
VIII. Глава 7. Санкции за налоговые преступления (стр. 25 – 26)
IX. Заключение (стр. 27 – 28)
X. Список
использованной литературы (стр. 29 – 30).
I. Введение
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. Нельзя обойтись без ответственности за нарушение налогового законодательства.
Ответственность за налоговые правонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
С 1 января 1999 года вступил в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Важнейшей задачей, которая ставилась перед Налоговым кодексом Российской Федерации, нередко называемым налоговой конституцией, являлся системный и комплексный пересмотр всех систем налогообложения с одновременным устранением недостатков и перекосов ранее действовавшей системы налогообложения. С принятием Налогового Кодекса РФ налоговая система страны должна была стать более справедливой, стабильной, понятной и единой в границах России. Все элементы этой системы должны функционировать как единый правовой механизм в рамках единого правового налогового пространства. Должна также быть сформулирована целостная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Данная работа
посвящена – налоговой ответственности.
Здесь необходимо упомянуть об основных
составляющих юридической ответственности,
дать определение наиболее встречающимся
видам налоговых правонарушений. Отечественным
законодательством предусмотрены четыре
вида юридической ответственности, за
нарушения законодательства, которые
различались в зависимости от отраслевой
принадлежности юридических норм, их закрепляющих:
Так как ч. 3, статья 2, главы 1 Гражданского Кодекса РФ “Отношения, регулируемые гражданским законодательством” гласит, что “... К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”, то, стало быть, в отношении налоговых правонарушений Гражданский Кодекс РФ не применяется и соответственно в данной работе рассматриваться не будет.
Дисциплинарная ответственность, применяемая на основе Трудового Кодекса РФ малоэффективна, так как обладает низким репрессивным потенциалом, во-первых. Во-вторых, как показывает практика, большинство налоговых правонарушений происходит с ведома и/или по указанию непосредственного начальника нарушителя. Не будет же начальник серьезно наказывать за исполнение своего же устного распоряжения.
Поэтому в данной работе рассматриваются особенности административных налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а так же ответственность за налоговые преступления.
Некоторые авторы публикаций на тему налоговой реформы поспешили объявить о рождении новой отрасли права: “На первых этапах формирования налогового права как самостоятельной отрасли, ответственность за налоговые правонарушения представляло собой разновидность административной ответственности. В результате экономических преобразований в стране, налоговое право полностью выделилось в отдельную отрасль”.
Представляется, что это преждевременно ведь “Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”.
По определению,
Административная ответственность
– это “...вид юридической
Основные характеристики административной ответственности:
Так как виды административных правонарушений весьма разнообразны, не стоит, из-за принятия Налогового кодекса изобретать новую отрасль права.
Государственный орган и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны - налогоплательщик. Поэтому ответственность за налоговые правонарушения по-прежнему представляет собой разновидность административной ответственности.
Если за налоговое правонарушение предусмотрена ответственность по Уголовному Кодексу РФ, то наступает уголовная ответственность согласно ч.3 статье 108 Налогового кодекса “Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”: “... Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации”.
Таким образом,
на данный момент в России существует
два реально применяемых вида юридической
ответственности за налоговые правонарушения:
Административная и Уголовная. В данной
курсовой работе рассматриваются их особенности.
Глава 1. Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Законодательство об административных правонарушениях полностью не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды налоговых правонарушений и круг их субъектов. До принятия Налогового кодекса ответственность за налоговые правонарушения определялась многими нормативными актам. Недостатки законодательства восполнялись инструкциями. Однако на практике инструкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законные интересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строго ограничены в своих юридических возможностях. Закон предполагает использование принуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязанность. Поскольку налог представляет собой законодательное ограничение свободы и права собственности налогоплательщика, то и осуществление власти в сфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение – регламентировать наиболее совершенные и, в меру разумной необходимости, единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.
Налоговый кодекс
Российской Федерации не включает подзаконные
нормативные акты в состав законодательства
о налогах и сборах и отводит
им исключительно подчиненную
С принятием Налогового Кодекса РФ ответственность за административные налоговые правонарушения наступает исключительно если содержат признаки предусмотренные Разделом VI Налогового Кодекса РФ “Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение”. “. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом” (ст. 108).
В соответствии со статьей 106 части первой Налогового Кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Таким образом, никакими другими нормативными актами “налоговая” ответственность предусмотрена быть не может. Соответственно в случае если федеральным законом будут вводиться новые положения, об ответственности за налоговые правонарушения они вступают в силу только после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.
Налоговый Кодекс РФ прямо закрепляет возможность привлечения лица (в том числе и организации) к ответственности за налоговые правонарушения, только при наличии вины в совершенном деянии в форме умысла и неосторожности ранее действовал принцип объективного вменения, когда вина налогоплательщика не играла никакой роли.
Следует обратить
внимание, что в качестве субъектов
налогового правонарушения Кодексом предусматриваются
только непосредственно сам
Статьей 107 части первой Налогового Кодекса установлено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение только по достижении им возраста 16 лет.
Как уже было сказано выше, должностные лица организаций не являются субъектами ответственности за налоговые правонарушения. Однако не стоит забывать, что они, по прежнему могут быть привлечены к административной ответственности. В п.4 ст.108 Налогового Кодекса по этому поводу содержится норма, согласно которой «привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности».
Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (п.3 ст.108 части первой Кодекса). Так, например не предоставление налогоплательщиком налоговой декларации является “налоговым” правонарушением, за которое ст.119 Налогового кодекса установлена ответственность. Однако уклонение гражданина от уплаты налога путем не предоставления налоговой декларации является также и уголовным преступлением в соответствии со ст.198 Уголовного Кодекса РФ. Различие заключается в том, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уклонение от уплаты налога произошло в крупном размере.