Налог на транспортные средства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налога на транспорт, его элементов, механизма исчисления и уплаты в бюджет, изучение проблем связанных с данным видом налога и рассмотрение зарубежного опыта налогообложения владельцев автотранспортных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ................................................................................................................ 5

1.1. Экономическое содержание налогов ............................................................ 5

1.2. Общая характеристика налога на транспортные средства ......................... 9


ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЗЫМАНИЯ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В РК ...........................................................................................….. 13

2.1. Ставки налога на транспорт......................................................................... 13

2.2. Анализ поступлений по налогу на транспортные средства в

местные бюджеты ………………………………………………………….. 16


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА……………………………………………………………………... 19

3.1. Обзор основных изменений на 2010 год………...……………………….. 19

3.2 Транспорт и налогообложение в развитых странах……………………… 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 26

Работа содержит 1 файл

еркежан.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Таблица 3 – Поступления по налогу на транспортные средства в разрезе областей РК.

№, п/п Налог на транспортные средства в разрезе областей РК с юридических лиц, тыс.тг   с физических лиц,  тыс.тг
за  декабрь 2007 за  декабрь 2008 за  декабрь 2009 за  декабрь 2007 за  декабрь 2008 за  декабрь 2009
1 Акмолинская обл. 118 604 147 488 186 582 193 194 282 565 463 182
2 Актюбинская обл. 161 522 189 936 242 885 423 746 510 286 596 158
3 Алматинская обл. 157 896 183 105 201 184 852 111 978 756 1 193 329
4 Атырауская  обл. 240 575 272 496 256 675 336 229 429 829 464 567
5 Вост.-Казахст. обл. 177 760 217 440 245 388 686 458 849 701 1 159 817
6 Жамбылская  обл. 58 821 63 628 83 511 226 414 270 042 374 393
7 Зап.-Казахст. обл. 102 742 109 471 131 664 169 410 254 964 384 162
8 Карагандинская  обл. 251 118 259 976 325 417 567 897 752 909 1 022 361
9 Кызылординская  обл. 115 054 156 178 139 131 168 565 199 057 302 375
10 Костанайская  обл. 140 897 169 275 214 760 257 881 381 738 712 642
11 Мангистауская обл. 168 595 225 973 208 837 245 983 293 226 309 114
12 Сев.-Казахст.обл. 67 523 79 471 113 752 244 168 304 552 498 208
13 Павлодарская  обл. 129 769 149 810 159 908 370 313 472 418 594 259
14 Южно-Казахст. Обл. 139 972 168 352 189 072 576 991 669 483 967 836
15 г.Алматы 874 037 1 042 174 1 019 969 2 498 008 3 255 118 3 491 628
16 г.Астана 334 942 409 103 408 211 281 997 521 164 859 620
17 Итого 3 239 827 3 843 876 4 126 946 8 099 365 10 425 808 13 393 651
 

     Из табл. 3 видно, что наибольшая сумма налога на транспорт, поступает в бюджет г.Алматы. Это объясняется тем, что Алматы является бывшей столицей Казахстана, это довольно развитый город, и количество автомобилей в этом городе так же намного выше чем в других городах Казахстана. Налоговые органы г. Алматы предпринимают все меры для усиления администрирования и увеличения собираемости налога. За истекший период налоговыми органами города направлено 156 546 уведомлений, из них 74 001 налогоплательщик привлечен к уплате налога на сумму 380 951 тыс.тенге по 82 401 транспортному средству. На втором месте по поступлениям в местные бюджеты стоит г.Астана, но по сравнению с г.Алматы налог на транспорт поступает здесь все же в меньших объемах. Астана развивающийся город, с каждым годом он становится больше, поэтому предполагается что в скором времени и транспорта здесь станет больше, а значит и налоговых поступлений станет тоже больше. В принципе исходя из вышеприведенной таблицы, можно сделать вывод, что объем налоговых поступлений, в рамках налога на транспортные средства  зависит от социально-экономического развития области, от которого также зависит и количество транспорта. Также из данной таблицы видна динамика увеличения налоговых поступлений из года в год, что так же связано с ежегодным увеличением ставки МРП.  
 
 
 

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

    3.1. Обзор основных  изменений на 2010 год 

      Налоговое законодательство Республики  Казахстан  совершенствуется, в  связи с этим с 1 января 2009 года начал действовать новый Налоговый кодекс РК, в который были внесены существенные изменения.

      Что касается налога на транспортные средства то можно отметить следующие изменения:

  • В целях введения норм прямого действия, в новом Налоговом кодексе предусмотрен полный перечень хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, не являющихся плательщиками налога на транспортные средства
  • Исключены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны происхождения транспортного средства. При этом снижены ставки налога по легковым и грузовым автотранспортным средствам
  • Предусмотрен порядок освобождения от уплаты налога на транспортные средства по транспортным средствам, числящимся угнанными и (или) похищенными у владельцев на период розыска транспортного средства
  • Изменен срок уплаты налога по физическим лицам - с 5 июля на  1 октября текущего налогового периода

В 2010 году также имеются изменения по налогу на транспорт.

     С 1 января 2010 года вступили в силу изменения, внесенные в отдельные положения Налогового кодекса, в частности касательно порядка уплаты налога на транспортные средства. В целях создания благоприятных условий срок уплаты налога на транспортные средства для физических лиц продлен с 1 октября до 31 декабря включительно. Однако основным нововведением является изменение, внесенное в Закон РК «О безопасности дорожного движения», согласно которому с 2010 года автовладельцы должны будут уплатить этот налог за текущий год:

     - во-первых, до постановки на первичный учет транспортного средства;

     - во-вторых, до перерегистрации транспортного средства;

     - в-третьих, до прохождения технического осмотра.

     То  есть при необходимости пройти технический осмотр, переоформить или поставить на учет автомобиль, вначале необходимо заплатить налог за данное транспортное средство. Предполагается что данные меры должны дисциплинировать налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств.

     Такая необходимость возникла в связи с тем, что статистика наглядно показывает, что не все граждане в добровольном порядке платят налоги. Процедура сбора налога на транспорт была достаточно трудозатратная. Так, налоговым органам приходилось осуществлять поиск налогоплательщиков, применять меры воздействия, вплоть до штрафных санкций за неисполнение законных требований, направлять материалы в судебные органы, привлекать судебных администраторов, проводить агитационные работы и т. д. Кроме того, налоговым органам пpиxoдилocь заниматься поиском налогоплательщиков для вручения уведомления, но, учитывая повышенную миграцию населения, сделать это было очень трудно. В 2009 году был разработан план взаимодействия с уполномоченными органами, который был утвержден акимом Астаны. Для реализации одного из пунктов данного плана на основных автомагистралях столицы были организованы мобильные пункты налогового контроля, где совместно с сотрудниками Управления дорожной полиции проводили проверку автовладельцев на предмет уплаты налогов. Учитывая, что сбор налогов требует массового и системного воздействия, можно сказать: это актуальное мероприятие дало результат.

     Одной из проблем является то , что многие думают, что если автомобиль продан по доверенности, то налог за него можно не платить. 
Но налоговое законодательство четко определяет, что, пока транспортное средство находится на праве собственности у физического лица, по закону это лицо и обязано платить налоги. По отношению к нему применяются все меры воздействия, и его фамилия будет фигурировать в списках должников. Поэтому если физическое лицо продает свое транспортное средство по доверенности (что сегодня является массовым явлением), то оно должно понимать возможные последствия в случае неисполнения покупателем по доверенности обязательств по уплате налогов.

     Эффективным способом досудебного урегулирования вопросов по налоговой задолженности физических лиц , может стать то что, в скором времени Налоговый департамент по г. Астане объявит список должников налога на транспортные средства столицы.  Списки лиц, имеющих долги не только по налогу на транспортные средства, но и по налогу на имущество, а также земельному налогу, в ближайшее время будут доведены до общественности. Информация появится на сайте столичного департамента www.astananalog.kz. По мере погашения налоговой задолженности фамилии должников будут исключаться из списков.

     Еще одним новшеством Налогового кодекса является то, что владельцы угнанных (похищенных) автотранспортных средств освобождаются от уплаты налога по такому транспорту. Однако для этого необходимо представить подтверждающие документы с уполномоченного органа.

     Для максимального упрощения исполнения обязательств по уплате налога на транспортные средства Налоговым комитетом МФ РК посредством Интернет оптимизирован расчет налога на транспортные средства (далее - Сервис). Данный Сервис предоставляет возможность расчета налога за любой предыдущий пятилетний налоговый период, в зависимости от классификации транспортного средства. На основе данных, вводимых посетителем портала, и выбора значений справочников Сервис осуществляет расчет суммы налога на транспорт. Данный Сервис доступен на портале НК МФ РК - www.salyk.kz. Кроме того, для налогоплательщиков - физических лиц предоставлена возможность оплаты налога на транспортные средства через банкоматы АО «Народный банк», АО «Казкоммерцбанк», АО «Альянс Банк», Интернет (Homebank) АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк Туран Алем», web-киосков АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк Туран Алем». Также процесс оплаты налогов может быть произведен посредством Интернет через Homebank, где имеется и сервис расчета налога на транспортные средства. 

       3.2. Транспорт и налогообложение в развитых странах 

       Если  взять развитые страны, то там количество автомобилей не соизмеримо больше, чем в Казахстане,  следовательно, и сбор налогов на транспорт имеет  актуальнейшее значение.

       Тем не менее, ни в одной стране мира налоги на транспортные средства не входят в число приоритетных, поскольку составляют относительно малую долю в массе всех собираемых налогов.

       В силу низкой доли транспортных налогов, как правило, они поступают в  раздел не федеральных или общих  налогов, а в категорию местных налогов. В США – это в бюджеты штатов, в Германии – в земельные налоги, в Швейцарии в налоги кантонов.

       В разных странах имеются некоторые  различия в классификационных категориях, по которым проходят транспортные налоги. В ряде стран налоги на транспорт входят в раздел имущества вообще и облагаются по этой категории налогообложения.

       Несмотря  на то, что транспортный налог не является определяющим в общей налоговой  политике государств, он все же оказывает  большое влияние на  процессы, происходящие в обществе, на формирование структуры транспорта функционирующего в государстве.

       Регулируя величину налога на транспорт, можно  добиться сокращения производства малоэффективных  его видов, экологически чистых вариантов, экономных  видов транспорта, своевременного обновления всего транспортного парка, и т.п. Итак рассмотри налогообложение автовладельцев в разных странах.

       Больше  всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии. Еще в прошлом году в разных землях Германии налоги формировались по совершенно разным принципам. Кое-где фискалы собирали с бюргеров деньги за массу и габариты автомобиля. Но в основном же имел значение экологический класс. В некоторых регионах Германии евро водителей текли в казну автоматически – при регистрации машины ее владелец должен был обязательно сообщить номер своего банковского счета, с которого власти сами снимали налог.

       С июля 2009 года в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем  двигателя и за объем выброса CO2. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят не так дорого – 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже – по 9 евро за каждые 100 см3.

       Но  дополнительно хозяева машин  в Германии платят и за объем выбросов CO2, причем этот газ стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма – если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» немцы опустят до 110 граммов на километр, а в 2014 – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов – имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.

       Почти идентичная система действует и  во Франции. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в  бюджет пошлину, величина которой зависит  от мощности двигателя автомобиля (а  не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм CO2, который их железный конь выбрасывает в атмосферу. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 граммов газа на километр. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

Информация о работе Налог на транспортные средства в РК