Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью работы является изучение налога на транспорт, его элементов, механизма исчисления и уплаты в бюджет, изучение проблем связанных с данным видом налога и рассмотрение зарубежного опыта налогообложения владельцев автотранспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ................................................................................................................ 5
1.1. Экономическое содержание налогов ............................................................ 5
1.2. Общая характеристика налога на транспортные средства ......................... 9
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЗЫМАНИЯ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В РК ...........................................................................................….. 13
2.1. Ставки налога на транспорт......................................................................... 13
2.2. Анализ поступлений по налогу на транспортные средства в
местные бюджеты ………………………………………………………….. 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА……………………………………………………………………... 19
3.1. Обзор основных изменений на 2010 год………...……………………….. 19
3.2 Транспорт и налогообложение в развитых странах……………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 26
Плательщики - юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Таким
образом, были рассмотрены основные
элементы налога на транспортные средства,
которые включают: субъект, объект налогообложения,
налоговая база, налоговая ставка, порядок
исчисления налога, налоговая отчетность,
срок уплаты налога и налоговый период.
2.1 Ставки
налога на транспорт
Налог на транспорт является одной из важнейших составных пополнения дохода государства. Так, на государственном учете только в одном Алматы состоит около 250 тыс. единиц автотранспортных средств с суммарным объемом двигателей свыше 500 млн. куб. см. Не сложный подсчет по действующим налоговым ставкам показывает, что в год доход города Алматы только от налога на автомобильный транспорт пополняется в среднем на 1 млрд. тенге. Особенностью налога на транспорт является то, что он помимо фискальной функции пополнения доходной части государства, выполняет регулирующую роль экономических отношений. Действительно, государство гибкой налоговой политикой стимулирует приобретение и использование транспортных средств, наиболее оптимальный в этот отрезок времени. Например, в Казахстане ставки налога на легковой автотранспорт дифференцирован таким образом, что остается не выгодным приобретать автомобиль с объемом двигателя свыше 4000 куб.см.
Налог на транспортные средства уплачивается один раз в год, как правило, во время прохождения ежегодного технического осмотра, но не позднее 1 июля текущего года.
Налог на транспортные средства вносится в доход местных бюджетов, при этом сумма уплаченного налога в пределах начисленных сумм подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода, что исключает эффект двойного налогообложения.
Контрольные функции за сроками и размерами уплаты транспортного налога возложены на органы дорожной полиции или другие органы, осуществляющие государственный надзор. При регистрации, перерегистрации, оформлении доверенности на право управления, продажи, или ежегодного технического осмотра транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, должны требовать предъявления подтверждающего документа о полной уплате налога на транспортные средства. При отсутствии подтверждающего документа, регистрация, перерегистрация или технический осмотр не производится, а факты неуплаты гражданами налога в обязательном порядке должны быть сообщены этими органами налоговым органам.
В Законе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» указаны следующие ставки на транспортные средства, направленные на улучшение структуры используемого в Казахстане транспорта ( табл.1).
При
этом для исчисления налога применяется
месячный расчетный показатель, установленный
Законом о республиканском бюджете и действующий
на 1 января соответствующего финансового
года - 1413 тенге.
Таблица 1 - Налоговые ставки
|
При
объеме двигателя легковых автомобилей
свыше 1500 до 2000 кубических сантиметров
включительно, облагаемого по ставке
три месячных расчетных показателя,
свыше 2000 до 2500 кубических сантиметров
включительно, облагаемого по ставке пять
месячных расчетных показателей, свыше
2500 до 3000 кубических сантиметров включительно,
облагаемого по ставке восемь месячных
расчетных показателей, и объеме двигателя
свыше 3000 до 4000 кубических сантиметров
включительно, облагаемого по ставке пятнадцать
месячных расчетных показателей, сумма
налога увеличивается за каждую единицу
превышения указанного объема двигателя
на 7 тенге.
Согласно налоговому
законодательству предусмотрены поправочные
коэффициенты к налогам на транспортные
средства исходя из сложившейся экономической
ситуации и для обеспечения соответствующей
безопасности эксплуатации транспортных
средств.
Так как после развала СССР и последовавшему глубокому экономи-ческому кризису, общий уровень доходов населения существенно понизился, то это было учтено в налоговом законодательстве, касающегося транспорта и налогов на него.
Экономика
не может развиваться без
Поэтому государство стимулировало приобретение гражданами Казахстана пусть и подержанных, но пригодных подержанных автомобилей для становления бизнеса вообще, и малого в частности. Налоги на подержанные автомобили были снижены на основные категории с двигателем до 4000 кубических сантиметров на коэффициент от 0,3 до 0,7. В то же время автомобили свыше 4000 кубических сантиметров и выше облагаются налогом без каких-либо поправок.
С другой стороны на летательные аппараты, наоборот, в налоговом кодексе предусмотрена такая мера, что чем выше срок транспортного средства, тем выше сумма налога. При сроке эксплуатации летательного аппарата свыше 5 лет налог увеличивается от двух до 3 раз. Это напрямую связано с безопасностью полетов. Эта норма введена на летательные аппараты, приобретенные после 1 апреля 1999 года. Как известно закон не имеет обратной силы. Поэтому купленные летательные аппараты до 1 апреля 1999 года продолжали облагаться налогом по старым ставкам, с льготными коэффициентами от 0,3 до 0,5 в зависимости от сроков эксплуатации.
Рассмотрим для большей наглядности расчет налога на конкретном примере.
Необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объемом двигателя 2 300 см3 .
Согласно пункту 1 статьи 367 действующего Налогового кодекса РК, данное авто относится к группе «свыше 2000 см3 до 2500 см3 включительно». Ставка налога для этой группы — 5 МРП.
Первое действие: 5 × 1413 = 7065 тенге
Эта сумма еще не окончательная (согласно пункту 2 все той же статьи 367). Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объема 2000 см3. Таких «кубиков» в данном случае — 300.
Второе действие: 300 × 7 = 2100 тенге
Осталось сложить обе полученные суммы.
Третье действие: 7065 + 2100 = 9165 тенге
Ответ:
за легковой автомобиль с объемом двигателя
2300 см3 следует уплатить 9165 тенге в качестве
суммы налога на транспорт.
2.2 Анализ
поступлений налога на транспортные средства
в местные бюджеты
Если обратиться к статистике в целом по городу Астане, по данным Управления дорожной полиции зарегистрировано более 180,0 тыс. транспортных средств, из них порядка 150,0 тыс. автомобилей принадлежат физическим лицам. И на 2009 год по налогу на транспортные средства обеспечено поступлений на общую сумму свыше 1,2 млрд. тенге, из них 828,4 млн.тенге - это налоги, уплаченные физическими лицами.
Данные
по поступлениям налога на транспортные
средства по местным бюджетам в общем
представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Поступления по налогу на транспортные средства в местные бюджеты РК.
Налог на транспортные средства | за декабрь 2007 г. | за декабрь 2008 г. | за декабрь 2009 г. |
по факту, тыс.тг | по факту, тыс.тг | по факту, тыс.тг | |
с юридических лиц | 3 240 559 | 3 844 284 | 4 127 714 |
с физических лиц | 8 099 363 | 10 425 820 | 13 393 640 |
Основная часть налога, как видно из таблицы 2, поступает от физических лиц.
По данным Агентства РК по
статистике за 2008 год в Республике
Казахстан числится около 2576,
Динамику
налоговых поступлений можно
проследить на рисунке 1.
Рис. 1 -
Динамика поступлений налога на транспортные
средства за 2007-2009 гг.
На
рис.1 видно что каждый год сумма
налоговых поступлений
В целях привлечения к уплате данного налога акимом города Астаны был утвержден план мероприятий по взаимодействию с уполномоченными органами, где было предусмотрено проведение совместных мероприятий с органами дорожной полиции. Каждый день сотрудники налоговой службы совместно с сотрудникам дорожной полиции дежурили на улицах города и проводили проверку автовладельцев на предмет уплаты налогов.
Только за период с ноября 2009 года на дорогах работниками дорожной полиции проверено более 29 тыс. владельцев автотранспортных средств, из них более 6 тыс. владельцам вручены уведомления, где сумма неуплаченного налога составила порядка 58,9 млн. тенге.
И вся эта работа позволила обеспечить исполнение годового прогноза еще до завершения года на 105,3%.
Рассмотрим
поступления по налогу на транспортные
средства в разрезе областей Республики
Казахстан.(табл. 3)