Местные налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры.

Содержание

1. Введение
2. Экономическая сущность налогов
3. Принципы и функции местных налогов и сборов
4. Классификация местных налогов и сборов
5. Анализ динамики и структуры местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований за 2006-2008 годы (на примере Алагирского района)
6. Заключение
7. Используемая литература и информация

Работа содержит 1 файл

местные налоги.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический  университет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Местные налоги и сборы»

 

 

 

 

Ст-ка: 6 курса, группы ФКз-03-1

Черчесова Марина Казбековна

 

 

 

 

 

Владикавказ 2009 год

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Экономическая сущность налогов

3. Принципы и функции местных налогов и сборов

4. Классификация местных налогов  и сборов

5. Анализ динамики и структуры  местных налогов в  доходах бюджетов муниципальных образований за 2006-2008 годы (на примере Алагирского района)

6. Заключение

7. Используемая литература и информация

 

 

Введение

 

В обеспечении единства страны и  развития экономической реформы  велика роль местного самоуправления. Его эффективности во многом зависит  от того, какие бюджетные ресурсы  получают в свое распоряжение местные  власти.

Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения.

До недавнего  времени государственная налоговая  система в основном рассматривалась  с точки зрения количества и видов  налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая  политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние  годы строилась преимущественно  по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.

Важной  государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального  налогового давления. Основная часть  финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается  на уровне субъектов Федерации. При  этом более 90% социальных федеральных  программ финансируется из городских  муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы  жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры.

Развитие  местной налоговой системы, как  и в целом налогообложения  в России, требует совершенствования  организации управления налоговыми и финансовыми службами. Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и реализация ее функций с помощью  органов власти субъектов Федерации  реально послужат укреплению Российской государственности.

 

 

Экономическая сущность налогов

 

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства", - подчеркивал К. Маркс.

Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием  налогового механизма. По мере возникновения  новых экономических функций  государства, роль налогов становилась  более многоплановой. Помимо сугубо финансовой функции - обеспечения доходов бюджета, налогообложение используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо:

"Налоги  составляют ту долю продукта  и труда страны, которая поступает  в распоряжение правительства,  они всегда уплачиваются, в конечном  счете, из капитала или из  дохода страны".

Определенный  вклад в теорию налогов внесли ученые - экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению А. Тривуса «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента». Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

Н. Тургенев, считал, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».

А. Соколов  утверждал, что "под налогом нужно  разуметь принудительный сбор, взимаемый  государственной властью с отдельных  хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

 

Принципы и функции местных налогов и сборов

 

Налоговым Кодексом РФ определено, что:

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения  деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Эффективность функционирования налоговой системы  во многом зависит от принципов ее построения.

Основные  принципы построения налоговой системы  были сформулированы еще в 18 веке шотландским  экономистом А. Смитом в труде "Исследование о природе и причинах богатства  народов". А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:

• Подданные  государства должны участвовать  в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под  покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству  или не равенству в налогообложении;

• Налог, который обязан уплачивать отдельный  субъект налога, должен быть точно  определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);

• Каждый налог должен взиматься в то время  и тем способом, когда и как  плательщику удобнее всего его  платить;

• Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и  удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.

Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:

1. уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  то есть уровня доходов;

2. необходимо  прилагать все усилия, чтобы

налогообложение доходов носило однократный характер;

3. обязательность  уплаты налогов;

4. система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

5. налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическими потребностям;

6. налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  валового внутреннего продукта.

Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах  и сборах в Российской Федерации:

• каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы;

• налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Кодексом и таможенным законодательством;

• налоги и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами их конституционных  прав;

• Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика;

• Ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также  иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом;

• Акты законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги, когда и какой суммой он должен платить;

• Все  неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика. На основе принципов построения налоговой  системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.

Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Вторая - концепция предполагает зависимость  налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и  наоборот.

Современные налоговые системы используют оба  подхода в зависимости от социально-экономической  базы государства, потребности правительства  в доходах.

В ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие  положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и  законодателя, которые формируют  национальный режим налогообложения  и налоговую политику.

Общие принципы построения налоговой системы находят  выражение в элементах налогов.

Каждый  налог включает следующие элементы: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые  льготы, налоговый оклад, носитель налога и т. д.

Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.

Носитель  налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект  налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (работ, услуг) либо иное экономическое  основание.

Единица обложения - это единица измерения  объекта, в зависимости от вида объекта  налогообложения может выступать  в денежной или натуральной форме.

Налоговая база - стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками - организациями по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к  отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, пропорциональные - действуют  в одинаковом процентном отношении  к объекту налога без учета  дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания  дохода. При данной ставке налогообложения  плательщик выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и большую  его долю.

Информация о работе Местные налоги и сборы