Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.
При
этом структурная составляющая налоговых
доходов обусловлена природой и
структурой экономического роста в
стране, а также фундаментальными
факторами налоговых доходов - такими,
как изменения налогового законодательства
и налоговых ставок. Структурная
компонента налоговой нагрузки - это
тот уровень нагрузки, который
складывается при среднемноголетней
внешнеэкономической
В свою
очередь, конъюнктурная компонента
налоговых доходов обусловлена
лишь колебаниями конъюнктуры
Поскольку
колебания внешнеторговой конъюнктуры
не могут быть прогнозированы с достаточной
степенью достоверности, планирование
бюджетных расходов должно осуществляться
исходя из прогноза структурной составляющей
налоговых доходов. Одновременно с
этим налоговые доходы, имеющие конъюнктурный
характер, могут сберегаться с
целью сглаживания негативных последствий
внешних шоков в периоды
Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.
Иными
словами, высокий уровень налоговых
доходов бюджетов в периоды благоприятной
внешнеэкономической
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.
Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных экономиках является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения.
Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате,
после учета всех вышеперечисленных
факторов может оказаться, что налоговая
нагрузка для инвестора с точки
зрения принятия им инвестиционных решений
при сравнительно высокой доле уплачиваемых
налогоплательщиком налогов в выручке
или добавленной стоимости
С учетом
приведенных обстоятельств
В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2005 - 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет снизилась с 36,5% ВВП в 2005 году до 35,6% ВВП по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005-2011 гг. (% ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Доходы всего |
39,70% |
39,48% |
40,21% |
39,17% |
35,04% |
35,50% |
38,37% |
Налоговые доходы и платежи |
36,45% |
36,13% |
36,61% |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
в том числе |
|||||||
Налог на прибыль организаций |
6,17% |
6,21% |
6,53% |
6,09% |
3,26% |
3,93% |
4,18% |
Налог на доходы физических лиц |
3,27% |
3,46% |
3,81% |
4,04% |
4,29% |
3,96% |
3,67% |
Налог на добавленную стоимость |
6,81% |
5,61% |
6,80% |
5,17% |
5,28% |
5,53% |
5,98% |
Акцизы |
1,17% |
1,01% |
0,95% |
0,85% |
0,89% |
1,04% |
1,20% |
Таможенные пошлины |
7,59% |
8,38% |
7,06% |
8,51% |
6,52% |
6,91% |
8,38% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,21% |
4,32% |
3,60% |
4,14% |
2,72% |
3,11% |
3,76% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,45% |
5,35% |
5,96% |
5,52% |
5,93% |
5,48% |
6,49% |
Прочие налоги и сборы* |
1,77% |
1,79% |
1,90% |
1,84% |
2,11% |
2,16% |
1,96% |
* налоги на совокупный
доход, налоги на имущество,
платежи за пользование
3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов
В периоде 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
С учетом
необходимости обеспечения
Таким
образом, содержанием налоговой
политики в среднесрочной перспективе
является определенный налоговый маневр,
который будет заключаться в
снижении налоговой нагрузки на труд
и капитал и ее повышении на
потребление, включая дорогую недвижимость,
на рентные доходы, возникающие при
добыче природных ресурсов, а также
в переходе к новой системе
налогообложения недвижимого
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка
инвестиций и развития
2. Совершенствование
налогообложения при операциях
с ценными бумагами и
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
5. Страховые
взносы на обязательное
В части
мер, предусматривающих повышение
доходов бюджетной системы
1. Налогообложение природных ресурсов.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимость.
4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
5. Совершенствование налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налогового администрирования.
7. Противодействие
уклонению от налогообложения
с использованием
1. Меры налогового стимулирования
1.1. Поддержка
инвестиций и развития
Акцизное налогообложение
В отношении алкогольной и табачной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах. В случае, если принятые изменения в Кодекс будут предусматривать повышение ставок акциза сверх этих уровней, то дополнительно полученные доходы будут направлены на цели формирования дополнительных ресурсов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Установление
ставок акциза в 2015 году предполагается
предусмотреть в следующих
на
алкогольную продукцию с
на
алкогольную продукцию с
на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива - 22 рубля за 1 литр.
Информация о работе Косвенное налогообложение и пути его реформирования