Косвенное налогообложение и пути его реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Работа содержит 1 файл

Косвенное налогообложение и пути его реформирования.docx

— 70.85 Кб (Скачать)

В 1991 году в России, когда  обсуждался вопрос о замене налога с оборота и налога с продаж на НДС, определили, что ставка НДС, компенсирующая потери от замены двух косвенных налогов одним должна быть такой, чтобы налоговая масса  НДС покрывала налоговую массу  двух налогов. Расчетным путем было определено, что ставка НДС должна была составить не менее 27%.

В 1992 г. налог на добавленную  стоимость был введен в России законом РФ «О налоге на добавленную  стоимость» в размере 28 % и очень  быстро занял ведущие позиции  в формировании доходов бюджета.

В настоящее время в  России основная ставка НДС составляет 18 %. Снижение в 2004 г. ставки НДС с 20 до 18 % обосновывалось государственной  политикой снижения налогового бремени.

 

    1. Зарубежный опыт косвенного налогообложения

 

В сфере косвенных налогов  главными направлениями реформы  в развитых странах в послевоенный период были следующие: резкое повышение  роли НДС, изменения в акцизном обложении, снижение роли таможенных пошлин и  жесткое разделение развитых стран  на две группы по относительной значимости косвенных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - относительно новый налог, впервые  введенный во Франции в 1954 г. и  затем быстро распространившийся в  других развитых странах за счет вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной стоимости - разности между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации. Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.

В настоящее время НДС  занял ведущее место среди  всех косвенных налогов в большинстве  развитых стран. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, начисленным на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.

НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов  на потребление продолжает применяться  налог с продаж (в США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 8,25%). В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объеме.

Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству  товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти  во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары - продовольствие, медикаменты  и т.п.

Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы.

При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает  НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства.

Особую группу косвенных  налогов составляют акцизы. По своей  природе они близки к налогам  на потребление, особенно к налогу с  продаж, однако имеются и некоторые  различия. НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на обложение  всего или преобладающей части  конечного потребления при относительно умеренных ставках для различных  товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально  значимых товаров.

Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей. При этом они выполняют  не только усиленно-фискальную, но и  иную функцию. Например, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция  в пределах государственной монополии  на ее производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения  высоких налоговых поступлений  от потребителей подобной продукции, что  и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями.

Хотя в разных странах  нет единства в отборе подакцизных  товаров, к тому же этот отбор может  отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления  с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например ювелирные изделия.

Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого  списка, в нем наряду с алкогольной  и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакцизных товаров, кроме  алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.

Акцизные ставки устанавливаются  в двух принципиально отличных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как  доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном выражении  на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной  продукции, на 1 галлон бензина и  т.п.).

Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба инфляции, но одновременно они автоматически способствуют ее усилению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому. Антиинфляционные настроения последних десятилетий приводят к тому, что предпочтение в развитых странах отдается второму виду ставок.

Особую группу косвенных  налогов составляют таможенные пошлины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение  в целом, хотя и в весьма специфических  формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно - стимулирующую. В прошлом при установлении пошлин во всех развитых странах преобладала первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых поступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах таможенные пошлины в решении фискальных проблем играют второстепенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначительную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импортируемым товарам.

Главная цель их установления - зашита отечественного производителя  от чрезмерной конкуренции аналогичных  импортных товаров или в сочетании  с другими мерями - стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел  вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.

Особой разновидностью импортных  пошлин являются так называемые антидемпинговые  пошлины, в несколько раз превышающие  обычные пошлины. Они накладываются  обычно на импортные товары, которые  продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внутренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются другие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).

Важную роль в уменьшении значения таможенных пошлин в развитых странах сыграло долголетнее  действие Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью которого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней  торговле. В результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась с 40-60% до 3-5%.

Однако снижение таможенных пошлин в развитых странах не свидетельствует  о столь же значительном уменьшении протекционистских тенденций на мировом рынке и во внешней  торговле этих стран. Там, где протекционизм  соответствует государственным  интересам, они без стеснения  используют весьма действенные меры - так называемые нетарифные барьеры, против которых ограничения ГАТТ и заменившей его Всемирной торговой организации (ВТО) оказываются малоэффективными или бессильными.

Число мер, относящихся к  нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наиболее известны количественные ограничения (квотирование) импорта  или экспорта и часто связанное  с ними лицензирование (разрешение на импорт или экспорт определенного  товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских целях часто  используются другие налоги - либо уже  существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых  ВТО таможенных пошлин.

Подводя итоги сказанному о реформировании косвенных налогов, необходимо отметить следующее.

В современный период в  большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых  поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых  поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и  акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых  поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения  заметно ниже. Это вызвано устойчиво  негативным отношением общественного  мнения этих стран к косвенным  налогам из-за инфляционного их влияния  и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов  не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

 

 

 

 

2. Анализ налоговой политики РФ за 2011-2012 года

 

2.1 Основные итоги налоговой политики РФ за 2011-2012 годы

 

Реализация  целей и задач, предусмотренных "Основными  направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2012 год и  плановый период 2013 и 2014 годов", проводилась  во взаимосвязи с Основными направлениями  антикризисных действий Правительства  Российской Федерации на 2010 год, Основными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2011 году, предусматривалось  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим  направлениям.

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности  и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг  эффективности налоговых льгот.

3. Налог  на добавленную стоимость.

4. Акцизное  налогообложение.

5. Налог  на прибыль организаций.

6. Налогообложение  природных ресурсов.

7. Введение  налога на недвижимость.

8. Налоговое  администрирование.

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности  и развития человеческого капитала

1.1. Снижение  тарифов страховых взносов на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование

Максимальный  тариф страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной  предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году, был снижен с 34 до 30 процентов, а с  сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации  был установлен тариф в размере 10 процентов.

При этом для плательщиков страховых  взносов, которые в 2011 году уплачивали указанные взносы по максимальному  тарифу 26 процентов, а также для  социально ориентированных некоммерческих организаций, снижен до 20 процентов  максимальный тариф страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.

Кроме того установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков страховых  взносов в переходный период 2011 - 2027 годов:

- для  организаций, оказывающих инжиниринговые  услуги, за исключением организаций,  заключивших с органами управления  особыми экономическими зонами  соглашения об осуществлении  технико-внедренческой деятельности, - 30 процентов в пределах установленной  величины взносооблагаемой базы;

- для  организаций, осуществляющих деятельность  в области информационных технологий, - 14 процентов в пределах установленной  величины взносооблагаемой базы.

Данный  механизм снижения тарифов страховых  взносов привел к снижению эффективной  ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получило большинство работодателей (в составе работников у которых  находятся как низкооплачиваемые  категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние  показатели по российской экономике), поскольку снижение эффективной  ставки обложения взносами коснулось  всех работников, чья годовая заработная плата составляет 720 тысяч рублей и менее.

Информация о работе Косвенное налогообложение и пути его реформирования