Классификация налогов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы налогов в Российской Федерации. Предметом работы являются налоги России.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические аспекты понятия «налоги», их сущность;

2. рассмотреть классификацию и виды налогов;

3. отразить налоговую политику государства;

4. исследовать различные режимы налогообложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГМФ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Детальной разработки требуют вопросы налогового учета. На повестке дня стоит вопрос о введении консолидированных групп налогоплательщиков, по определенным правилам, определяющим величину общего налогового обязательства по отдельным налогам. Эта задача будет становиться все более актуальной по мере создания национальных промышленных, промышленно-финансовых и финансовых групп, а также интеграции российских компаний в мировую экономику и создания транснациональных корпораций с участием российских компаний и российского капитала.

Крайне важной является проблема сопряжения российского и международного налоговых законодательств, что позволило бы не только сблизить различающиеся сегодня правила и снять трудности в состыковке разных подходов, но и во многих случаях перекрыть существующие каналы ухода от налогообложения, возникающие из многочисленных расхождений в базовых принципах, улучшить налоговое администрирование и улучшить инвестиционный климат в России.

Налоговое администрирование представляет собой неотъемлемую часть налоговой системы, без которой никакие налоги не могут эффективно работать. Принципы налогового администрирования должны быть направлены на максимально возможный сбор налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков. Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы.

Налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции.

Обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели.

Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

Переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в условиях практически полного отсутствия конкуренции производителей товаров и услуг привел в ряде случаев к резкому росту массы прибыли и соответственно рентабельности, не являющемуся заслугой тех, кто ее имеет. Учитывая эти обстоятельства на время переходного периода и стабилизации экономики следовало бы ввести налог на сверх прибыль в виде повышенной ставки налога, применяемой в случаях, когда уровень рентабельности превышает 50%.

Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная научными исследованиями и налоговой статистикой. Чем выше уровень налоговых изъятий, тем выше темпы экономического роста. И наоборот. Эта закономерность четко прослеживается в экономике России за последние 10 лет. При разработке налоговой политики нужно ясно сознавать ее целевую направленность. Или решается задача сиюминутного притока денег в бюджет посредством увеличения налогового давления, тогда замедляются темпы экономического роста. Или мы ориентируемся на систему налогообложения, стимулирующую привлечение инвестиций и рост экономики. Следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Более высокому уровню налоговой нагрузки должна соответствовать большая социальная направленность государственной политики.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата. Именно для достижения этих целей либерализуется налог на прибыль, введена "плоская" шкала налога на доходы физических лиц, введен социальный налог со ставками заметно ниже ставок отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Несмотря на это, именно главы 23 и 24 НК РФ подвергались сильным нападкам. Серьезно критиковались фиксированные ставки налога на доходы физических лиц, особенно единая ставка налога на все трудовые доходы - 13 %, отход от прогрессивного обложения совокупного годового дохода, потери бюджета от якобы уравнительного обложения граждан с различными доходами, переход контроля поступления социального налога к налоговой службе.

И сегодня можно сказать уже о первых итогах смягчения налогообложения фондов оплаты труда хозяйствующих субъектов. Переход контроля уплаты социального налога от государственных внебюджетных фондов к инспекциям и управлениям МНС России, как и намечалось, обеспечил позитивные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, “питают” бюджетную систему.

Налоговое право является подотрасалью финансового права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и органов самоуправления.

Налоговое право использует специфический метод регулирования, который можно охарактеризовать, как властно-имущественный, следовательно, воздействие осуществляется в основном на имущественную сферу налогоплательщика.

С развитием в России рыночных отношений и появлением разнообразных объектов частной собственности вопросы налогов стали крайне актуальными. С одной стороны государство всячески старается ужесточить систему налогов и обеспечить полную и своевременную их уплату, с другой стороны, граждане всеми силами пытаются найти пути обхода законов (и, надо сказать, успешно).

Законодательство о налогах стремительно меняется из года в год. В 1998 году вступила в силу I часть Налогового кодекса, а с 1 января 2001г. II часть.

Однако практика показывает, что и он нуждается в корректировке.

К основным недостаткам действующей в России налоговой системы относятся: отсутствие обоснованной программы развития и системного подхода в налогообложении; неувязка с другими экономическими инструментами регулирования экономики, а также организационная сложность: множественность налогов, налоговых ставок и льгот, а нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков.

Часто у граждан, даже не стремящихся уйти от уплаты налогов, просто отсутствует информация о своих обязанностях в налоговой сфере, тем более о возможностях уменьшить уплачиваемые налоги, не вставая на путь нарушения закона.

Зачем необходимо платить налоги? Оборона, образование, медицина и коммунальное строительство - это наиболее известные бюджетные сферы, обеспечиваемые из наших карманов налоговыми платежами. Мы отдаем государству часть своих средств ещё и на то, чтобы оно имело возможность оказывать регулярную помощь наименее социально защищенным гражданам нашей страны.

Но, несмотря на постоянную нехватку средств политика налогообложения в области социальной защиты малоимущих граждан действует и развивается.

Государство пытается усовершенствовать налоговый кодекс, или хотя бы приблизить к тому идеалу налоговой системы, при которой возможно было бы нормальное процветание малого бизнеса и уплата налогов, удовлетворявшая как предпринимателя, так и государство.

Естественно, отслеженная система контроля за налогоплательщиками в лице налоговой полиции, которая существует в России сравнительно недавно, но уже ставшая действенным инструментом в борьбе с экономическими преступлениями, должна постоянно совершенствоваться.

И пока не будет достигнут максимальный уровень идеальной модели налогообложения, налоговый вопрос останется открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

а) нормативно-правовые акты

 

 

1.          Конституция Российской Федерации от [Электронный ресурс]: (ред. от 18.09.2008) // СПС «Консультант Плюс».

2.          Конституция Республики Башкортостан: от 24 дек. 1993 г. № ВС–22/15 [Электронный ресурс]: (ред. от 18.09.2008) // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.

3.          Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 16.07.1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. : (ред. от 28.12.2010) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4.          Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая : от 05 августа 2000 г. № 117–ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 19.07.2000 : одобр. Советом Федерации 19 июля 2000 г. : (ред. от 28.12.2010) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

5.          Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011-2012 годов» [Текст] :Федеральный закон от 02.12.2009г. №308-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009., в ред. от 04.05.10. – Ч. I. - Ст.1.

6.          Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011-2012 годов» [Текст] :Федеральный закон от 02.12.2009г. №308-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009., в ред. от 04.05.10. – Ч. I. - Ст.2.

7.          Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 5 августа 2004 г.: одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 г.: (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 ноября 2009 г.) // СПС «Гарант». Версия Проф.

8.          Федеральный закон ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 17 июля 2009 г.: одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 г. (с изменениями от 25 ноября 2009 г., 10 мая, 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 29 ноября, 8, 23, 28 декабря 2010 г.) // СПС «Гарант». Версия Проф.

9.          Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 18 апреля 2008 г.: одобрен Советом Федерации 25 апреля 2008 г.: (с изменениями от 27 июля 2010 г.) // СПС «Гарант». Версия Проф.

10.      Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 24 декабря 2008 г.: одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 г.: (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ,от 28.12.2010 N 400-ФЗ,с изм., внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 N 358-ФЗ)// СПС «Гарант». Версия Проф.

11.      О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [Электронный ресурс] : федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 278-ФЗ : принят Государственной Думой 19 октября 2010 г.: одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 г. // СПС «Гарант». Версия Проф.

12.         О финансовых основах местного самоуправления [Электронный ресурс]:федер. закон РФ от 28 декабря 2004 г. № 126-ФЗ: принят Гос. Думой 10 сент. 1997 г.: одобр. Советом Федерации 24 дек. 2004г.// СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

13.      Об утверждении инструкции по бюджетному учету [Электронный ресурс] : приказ Минфина от 30 дек. 2008 г. № 148н // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

 

б) основная литература

 

 

14.      Александров И.М. Налоги и налогообложение [Текст]:учебник / И.М Александров – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.

15.      Боброва, А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы[Текст] / А.В. Боброва // Экономическая наука современной России. – 2006. - № 2. – с. 21-32

16.      Бочаров, В.В. Инвестиции [Текст]: учебник / В.В.Бочаров.- СПб.: Питер,2009. -384с.

17.      Вещунова, Н.Л. Налоги Российской Федерации [Текст]:учебник / Н.Л Вещунова – СПб.:Питер, 2006. – 416с.

18.      Воронин, Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики[Текст]: учебник/ Ю.М. Воронин. – М.: Финансовый контроль, 2005.-223с.

Информация о работе Классификация налогов Российской Федерации