Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть правовое регулирование проведения камеральных налоговых проверок.
Задачи: рассмотреть правовые основы проведения камеральных налоговых проверок и практику проведения камеральных налоговых проверок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 5
1.1 Понятие и признаки камеральной проверки 5
1.2 Цель и виды камеральной налоговой проверки 6
2 МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 9
2.1 Начало камеральной проверки 9
2.2 Порядок проведения камеральной проверки 9
2.3 Оформление результатов камеральной проверки 13
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании письменного уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.
В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время проверки имеет право требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение десяти дней их представить.
Если при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
По окончании
камеральной проверки декларация подписывается
на титульном листе должностным
лицом, проводившим проверку, с указанием
даты ее проведения. Если декларация передана
по каналам связи и при проверке
установлено налоговое
Если по результатам
проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие
о совершении налогового правонарушения,
должностным лицом составляется
докладная записка на имя руководителя
налогового органа с предложениями
по привлечению к налоговой
Не позднее
двухнедельного срока до окончания
срока проведения камеральной проверки
докладная записка и материалы
проверки передаются в юридический
отдел для подготовки проекта
решения. Решение же выносится руководителем
налогового органа не позднее последнего
дня срока, установленного для проведения
камеральной проверки. В решении
налогового органа о привлечении
налогоплательщика к
Принятие
решения о проведении дополнительных
мероприятий налогового контроля допускается
на основании письменного
Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения направляет его в отдел ввода для отражения в РСБ налогов, пеней и санкций, а копии данных решений - в отдел урегулирования задолженности. На основании решения налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.
При установлении
фактов нарушения сроков представления
декларации, непредставления сведений,
неисполнения банком решения о приостановлении
операций по счетам плательщика, грубого
нарушения правил ведения бухгалтерского
учета отдел камеральных
Результатом камеральной проверки является один из следующих выводов налогового инспектора:
- налогоплательщик допустил нарушения налогового законодательства
или
- налогоплательщик
не допустил нарушений
Если при камеральной проверке налоговый орган выявил факты нарушений налогового законодательства, он должен оформить ее результаты. Для этого по окончании проверки проводивший ее налоговый инспектор должен составить акт камеральной проверки.
Акт камеральной проверки выполняет две функции:
- является
одним из документов, которые
в совокупности составляют
- информирует
о предварительных результатах
проверки налогоплательщика и
служит основой для
Требования к составлению акта камеральной проверки и его содержанию закреплены в ст. 100 НК РФ и Требованиях к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 6 к Приказу).
Так, при составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:
- акт составляется
в двух экземплярах по
- акт подписывается
инспектором и проверенным
- инспектор
должен составить акт в
- экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.[2]
Содержание акта камеральной проверки также должно соответствовать определенным требованиям.
Однако согласно п. 4 ст. 100 НК РФ ФНС России вправе как утверждать форму акта камеральной проверки, так и устанавливать дополнительные обязательные требования к его содержанию. В соответствии с указанным положением Кодекса форма акта камеральной проверки, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложения N N 5 и 6 к Приказу).
В соответствии с указанными выше нормами акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:
- вводной части (общие положения);
- описательной части (установленные факты);
- итоговой
части (выводы налоговых
К неотъемлемым частям акта следует отнести также приложения к нему, оформляемые налоговым органом.
Во вводной части акта камеральной проверки налоговый орган должен указать:
1) сведения
об акте, в том числе его
номер, место и дату
2) сведения
о проверяемом
3) сведения о проверяющих, в том числе фамилию, имя, отчество, должность и классный чин проводящего проверку сотрудника налогового органа, а также наименование налогового органа, который он представляет;
4) сведения, отражающие
по первичной или уточненной
налоговой декларации (расчету), по
какому налогу и за какой
период проведена проверка. Здесь
же указывается дата
5) даты начала
и окончания проведения
6) информацию о том, что проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;
7) перечень
документов, на основании которых
проводилась проверка, в том числе
представленных
8) сведения
о мероприятиях налогового
При заполнении описательной части акта камеральной проверки уполномоченные лица налогового органа должны изложить документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства.
В частности, инспектор должен:
- указать вид нарушения;
- описать
способ, период и другие
- привести
расчеты сумм недоимки, указать
статью Налогового кодекса РФ,
по которой он считает
- сослаться
на первичные документы и
Описание фактов нарушения налогового законодательства должно содержать ссылки на заключения экспертов, протоколы допросов свидетелей и иные протоколы (в случае проведения этих дополнительных мероприятий налогового контроля).
Кроме того, в данной части акта инспектор приводит все прочие сопутствующие обстоятельства, которые влияют на решение вопроса о применении мер ответственности. В частности, указывается информация:
- о непредставленной отчетности;
- о нарушениях при ведении бухгалтерского и налогового учета;
- об обстоятельствах, которые исключают привлечение к ответственности.
В итоговой части акта камеральной проверки налоговый орган должен указать:
1) выводы инспектора, а именно:
- сведения
о суммах выявленных недоимок
по налогу, о рассчитанном в
завышенном размере налоге с
разбивкой по налогам и
- сведения о всех прочих нарушениях налогового законодательства, выявленных при проверке;
2) предложения
инспектора по устранению
- уплата недоимки;
- уплата пеней;
- приведение
учета в соответствие с
3) квалификация
выявленных нарушений в
- указание
на вид правонарушения и
4) количество листов приложений;
5) указание на то, что налогоплательщик вправе представить возражения на акт проверки.
Приложения к акту проверки бывают двух видов. Одни из них оформляются по усмотрению инспектора, другие - в обязательном порядке.
1. По своему
усмотрению инспектор может
- расчеты
количественного и суммового
расхождения между заявленными
налогоплательщиком и
- приведенные
в табличной или другой
Приложения данной категории подписываются проверяющим наряду с актом, на них делается ссылка непосредственно из текста акта. Такие приложения являются неотъемлемой частью акта.
2. В обязательном
порядке налоговики должны
- копии документов,
которые являются
- другие материалы,
собранные при проверке (протоколы
допросов свидетелей, письменные
ответы контрагентов
Налоговый инспектор, который провел камеральную проверку и выявил нарушения налогового законодательства, в течение 10 дней после ее окончания должен составить акт камеральной налоговой проверки. Данный срок исчисляется в рабочих днях.
Течение срока
начинается на следующий день после
окончания камеральной
Датой окончания камеральной проверки следует считать дату истечения трехмесячного срока для ее проведения, исчисляемую со дня подачи налоговой декларации, либо дату фактического окончания проверки в пределах этого срока.
Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который проводил проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (его представитель).
Налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта (например, если не в состоянии на месте ознакомиться с ним из-за его большого объема или отсутствия у него необходимых знаний).
В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что от подписи акта налогоплательщик отказался. Запись он заверит собственной подписью.[14]
Срок для подписания акта камеральной проверки законодательно не установлен. На практике подписание происходит одновременно с вручением акта камеральной проверки.
Экземпляр акта камеральной проверки должен быть вручен проверенному налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней с момента составления акта. Течение срока начинается со дня, следующего за днем составления акта.
Акт камеральной проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку о получении или иным способом, свидетельствующим о дате получения акта.
Как правило,
в качестве расписки выступает запись
о получении акта с указанием
даты на последней странице экземпляра
акта, который остается на хранении
в налоговой инспекции. Запись делается
непосредственно под вашей
Иным способом вручения, который бы свидетельствовал о дате получения акта, может быть, к примеру, отправка акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или доставка акта курьером при условии вручения послания лично налогоплательщику (его представителю).[1]
Образец акта камеральной проверки в Приложении А
В настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля, а во-вторых, данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков (в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).