Камеральная проверка и её последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть правовое регулирование проведения камеральных налоговых проверок.
Задачи: рассмотреть правовые основы проведения камеральных налоговых проверок и практику проведения камеральных налоговых проверок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 5
1.1 Понятие и признаки камеральной проверки 5
1.2 Цель и виды камеральной налоговой проверки 6
2 МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 9
2.1 Начало камеральной проверки 9
2.2 Порядок проведения камеральной проверки 9
2.3 Оформление результатов камеральной проверки 13
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 66.74 Кб (Скачать)

 

Государственное автономное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования Тюменской области

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра учёта и налогообложения 

 

Курсовая  работа

по дисциплине  организация и  методика налоговых проверок

Тема:  камеральная проверка и  её последствия

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Заочного факультета

Специальности     « налоги и              налогообложение»

Зачётная книжка №  08153  

Срок обучения   5 лет  

        Муртазина  Ю.Ш.      

Проверил: Малецкий А.А., ст.     преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень – 2012г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 5

1.1 Понятие и признаки камеральной проверки 5

1.2 Цель и виды камеральной налоговой проверки 6

2 МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 9

2.1 Начало камеральной проверки 9

2.2 Порядок проведения камеральной проверки 9

2.3 Оформление результатов камеральной проверки 13

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...  26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В нынешней экономической ситуации, когда  в России сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых  отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем  ранее, но наблюдение за исполнением  установленных законом норм всегда носило обязательный характер.

Основной из задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля. Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.

Камеральная налоговая проверка имеет двойное  значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности  камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика  должны быть проведены контрольные  мероприятия, требующие присутствия  инспектора непосредственно на проверяемом  объекте.

В настоящее  время камеральные проверки остаются существенным инструментом пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных  проверок ошибки в самих налоговых  декларациях в обоснование льгот  дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Важность  данной темы заключается в том, что  именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, а главное увеличить доходы в бюджеты государства.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть правовое регулирование проведения камеральных  налоговых проверок.

Задачи: рассмотреть  правовые основы проведения камеральных  налоговых проверок и практику проведения камеральных налоговых проверок.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

    1. Понятие и  признаки камеральной проверки

 

После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения  срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные  проверки в полном объеме.

В Налоговом Кодексе РФ под камеральной налоговой проверкой  понимается проверка, проводимая по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а  также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.[10]

На основании анализа положений ст. 88 НК РФ, определяющей основания и порядок ее проведения, можно выделить несколько квалифицирующих признаков данной формы налогового контроля.

Первый признак. Камеральная налоговая проверка в силу ст. 88 НК РФ проводится только по месту нахождения налогового органа. Органом, уполномоченным на проведение камеральных проверок, является соответствующее территориальное подразделение ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Однако один и тот же налогоплательщик может  иметь несколько оснований для  учета (например, учета по месту нахождения организации, учета по месту нахождения ее обособленных подразделений, имущества  или транспортных средств) и, следовательно, может быть зарегистрирован в  различных налоговых инспекциях.

Налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по конкретному налогу в каждый из тех налоговых органов, в которых он состоит на учете по тем или иным основаниям и которые занимаются контролем правильности исчисления и уплаты данного налога.

Второй признак. Камеральная проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ состоит в исследовании на предмет соответствия налоговому законодательству преимущественно налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Допускается возможность использования в качестве предмета камеральной проверки и других документов о деятельности налогоплательщика. Данные документы могут быть использованы в качестве доказательства или, наоборот, опровержения сведений, отраженных налогоплательщиком в представленной налоговой декларации (налоговом расчете). Эти документы могут быть получены налоговым органом, проводящим проверку, от самого налогоплательщика, либо изначально находятся у налогового органа.

Третий признак. Для проведения камеральной проверки не требуется какого либо специального решения руководителя налогового органа.[6]

    1. Цель и виды камеральной налоговой проверки

 

Целью камеральной  проверки является: контроль за соблюдением  налогоплательщиком законодательных  нормативных правовых актов о  налогах и сборах, выявление и  предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами  камеральной проверки являются:

  1. проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  2. проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
  3. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
  4. проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;[4]
  5. проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Направления, по которым проводится камеральная  проверка, позволяют выделить следующие  ее виды:

  1. формальную проверку;
  2. арифметическую проверку;
  3. нормативную проверку;
  4. непосредственную камеральную проверку.

Формальная  проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

Непосредственная  камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.[9]

  1. МЕХАНИЗМ  ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ  ПРОВЕРКИ

    1. Начало камеральной  проверки

 

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев.

Камеральная проверка начинается с момента представления налоговой декларации (расчета), проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.

По  общему порядку, установленному п. 3 ст. 80 налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) по установленной  форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном  виде вместе с документами, которые  в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить в налоговый  орган указанные документы в  электронном виде. Такие документы  могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.[7]

    1. Порядок проведения камеральной проверки

 

Камеральная налоговая проверка представляет собой  процедуру, проводимую налоговым органом  в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Отделы камеральных  проверок все больше применяют автоматизированные способы проверки деклараций.

Над камеральной  проверкой отчетов работают три  отдела: полнотой представления и  правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем - отдел ввода  налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью  применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета  налоговой базы - непосредственно  отдел камеральных проверок.

Через шесть  дней после установленного срока  представления деклараций отдел  камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного  уведомления вызывает плательщика  для дачи пояснений о непредставлении  деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в  отношении плательщиков, не представивших  декларации, принимается решение  о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления  декларации налоговый орган в  течение одного операционного дня  принимает решение об отмене приостановления  операций по счетам плательщика в  банке.

Главный этап - проверка правильности исчисления налоговой  базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи  между отдельными отчетными и  расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного  периода. Проверяется и соответствие показателей бухгалтерской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, - об объемах потребления электроэнергии и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.[5]

Информация о работе Камеральная проверка и её последствия