Избыточное налоговое бремя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение
Избыточное налоговое бремя
Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)

Налоговые обязательства и перемещение налогов
Сфера действия налогов и общее равновесие
Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Налогообложение и излишек потребителя

Налоговая политика в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Избыточное налоговое бремя. Краморова Дарья. ЭЭТ-10.docx

— 225.90 Кб (Скачать)

Если абстрагироваться от средств, передаваемых по наследству, и считать рынок капиталов  совершенным, то унифицированный налог  на потребление эквивалентен унифицированному налогу на заработки, взимаемому по той  же ставке. Ведь при указанных допущениях стоимость платежей по налогу на потребление, приведенная к одному моменту  времени, не зависит от того, какая  часть средств сберегается в текущем периоде, так как норма дисконта в точности соответствует доходности инвестиций.

Конечно, на практике эти  допущения не выполняются. Однако нетривиальными и полезными являются два следующих  вывода. Во-первых, налогообложение  потребления, которое лежит в  основе многих косвенных налогов, по своей природе близко к обложению  заработков, то есть к налогам, непосредственно  не распространяющимся на факторный  доход от капитала. Если последний  вид доходов облагается в момент получения таким же налогом, как  заработки, то по сравнению с налогом  на потребление имеет место своеобразное двойное обложение части дохода. Во-вторых, различия между сферами  действия налогов на заработки и  потребление определяются, прежде всего, характером рынка капиталов, функционирующего в той или иной стране.

Налогоплательщики реагируют  на введение или повышение налога двояким образом. Они, с одной  стороны, минимизируют свои налоговые  обязательства, соответствующим образом  изменяя структуру и интенсивность  продаж, покупок и производства, а с другой - стараются по мере возможности переместить налоговое  бремя на контрагентов. Оба пути имеют в своей основе нечто  общее, а именно замещение налогооблагаемых видов деятельности, продуктов или  ресурсов иными, менее подверженными  налогообложению. [2,с.72]Если оставить в стороне случаи абсолютно неэластичного спроса или предложения, то речь, по сути, идет об одной и той же реакции, только рассматриваемой с разных сторон.

В частности, при высокой  эластичности спроса покупатели сокращают  покупки налогооблагаемого товара, очевидно, заменяя его другим, и  именно возможность такой замены позволяет им переместить налоговое  бремя на продавцов. При высокой  эластичности предложения производители  в ответ на налогообложение снижают  выпуск данного товара, очевидно, переключаясь на производство другого, и благодаря  этому смещают налоговое бремя на потребителей. Так проявляется искажающее действие налога.

Таким образом, последствия  налогообложения, как правило, не сводятся к одной только реализации налоговых  обязательств, поступающих в доход  государства. Выше уже отмечалось, что  за возможность сместить налоговое  бремя на контрагентов приходится в  большинстве случаев платить  отказом от той структуры потребления  или производства, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. [6,с.19-20] Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но несомненно само по себе является потерей полезности.

На практике потери потребителей от налогообложения могут оказаться  более значительными. Многое зависит, например, от того, какую часть собранных  средств поглощают административные расходы и насколько поставляемые общественные блага соответствуют  предпочтениям потребителей. Подобные факторы имеют отношение к  рациональности использования налоговых  поступлений. Однако даже при идеальном  использовании бюджета сам акт  налогообложения как таковой  способен вызывать чистые потери потребительского излишка.

Коль скоро именно благосостояние индивидов лежит в основе понятия  эффективности, избыточное налоговое  бремя характеризует потери эффективности  и может служить мерой искажающего  действия налога.

Когда поставка общественных благ приносит значительный потребительский  излишек, он может перевешивать избыточное налоговое бремя, делая взимание даже искажающего налога более эффективным, чем его упразднение. Однако если возможен выбор между несколькими  вариантами налогообложения, позволяющими собрать одну и ту же сумму, несомненно, имеет смысл отдавать предпочтение менее искажающим налогам. Им свойственна  меньшая относительная величина избыточного бремени, а следовательно, они относительно эффективнее.

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая политика в Российской Федерации

Минфин РФ опубликовал  окончательный вариант Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

 Основные направления  налоговой политики РФ на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) подготовлены  в рамках составления проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год и двухлетний  плановый период.

 Основные направления  налоговой политики:

 • позволяют определить  ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно  способствовать экономической стабильности  и определенности на территории  нашей страны;

 • являются основанием  для внесения изменений в законодательство  о налогах и сборах, которые  разрабатываются в соответствии  с предусмотренными в нем положениями,  что способствует прогнозируемости  налоговой политики государства.

 Основными целями налоговой  политики продолжают оставаться  поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления  новых льгот, направленных на  ее стимулирование, а также поддержка  инвестиций в области образования  и здравоохранения.

 В рамках проводимой  налоговой политики основными  источниками повышения доходного  потенциала взимаемых налогов  может стать как повышение  налоговых ставок, изменение правил  исчисления и уплаты отдельных  налогов, так и принятие мер  в области налогового администрирования.  При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

 При этом необходимым  условием развития российской  экономики является, прежде всего,  технологическое обновление, модернизация  производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.

Внесение изменений в  законодательство о налогах и  сборах планируется по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала. В данном направлении планируется:

• снижение тарифов страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов;

 • совершенствование  амортизационной политики. В этой  связи предполагается уточнить  классификацию основных средств  с учетом разработки и введения  новых версий ОКОФ и ОКПД;

 • совершенствование  мер налоговой поддержки лиц,  имеющих детей.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот:

• оптимизация налоговых  льгот. Так будет проведена работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ;

 • анализ применения  и востребованности налоговых стимулирующих механизмов.

3. В части налогообложения  акцизами в плановом периоде  периодическая индексация ставок  акциза будет осуществляться  с учетом реально складывающейся  экономической ситуации, при этом  повышение акцизов на алкогольную,  спиртосодержащую и табачную  продукцию будет производиться  опережающими темпами по сравнению  с уровнем инфляции.

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями. В связи с созданием в РФ  Международного финансового центра  целесообразно принять ряд решений,  направленных на совершенствование  налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

5. Налог прибыль организаций:

• В частности, предполагается законодательно закрепить порядок  признания дохода от реализации имущества, подлежащего государственной регистрации, в налоговом учете на более  раннюю из следующих дат:

- дата передачи по  передаточному акту или иному  документу о передаче недвижимого  имущества;

- дата реализации недвижимого  имущества;

 • планируется уточнение  порядка признания убытков в  виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли.

6. Налогообложение природных  ресурсов:

• продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем  дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного;

 • будут подготовлены  предложения о внесении изменений  в главу 26 "Налог на добычу  полезных ископаемых" НК РФ  в части уточнения порядка  налогообложения НДПИ лечебных  грязей;

 • будут подготовлены  предложения об установлении  специфических ставок НДПИ по  иным видам твердых полезных  ископаемых (металлы, соли, строительное  сырье и пр.);

 • планируется проработать  вопрос установления ставки по  полезным ископаемым, доля экспорта  которых превышает 50 процентов,  в зависимости от мировых цен  на соответствующие полезные ископаемые.

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов:

• с 2012 года будет введена  в действие новая глава 26.5 "Патентная  система налогообложения" НК РФ;

 • предусматривается  постепенное сокращение сферы  применения системы налогообложения  в ЕНВД для отдельных видов  деятельности;

 • с 1 января 2014 года  система налогообложения в ЕНВД  для отдельных видов деятельности отменяется.

8. Введение налога на  недвижимость.

9. Налоговое администрирование:

 • внедрение инструментов, противодействующих уклонению от  уплаты налогов;

 • совершенствование  порядка уплаты (перечисления) и  взыскания налогов и сборов;

 • разработка мер  противодействия использованию  международных налоговых соглашений  в неблаговидных целях;

 • разработка налоговых  стимулов для перехода организаций  из оффшорных зон в юрисдикцию  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального  развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д., несомненно, играет отрицательную  роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы  налогообложения.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов  налоговой системы (прежде всего  размеров ставок,  предоставляемых  льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая  система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования  налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике  экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней  России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

 

 

                         Список использованной литературы

Информация о работе Избыточное налоговое бремя