Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, реферат
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Введение
Избыточное налоговое бремя
Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)
Налоговые обязательства и перемещение налогов
Сфера действия налогов и общее равновесие
Искажающее действие налогов на доходы и капитал
Налогообложение и излишек потребителя
Налоговая политика в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Индивид, располагающий значительным
состоянием, способен получать стабильный
доход, не затрачивая усилий (если не считать
тех, которые нужны для
Порождает ли налогообложение капитала, если рассматривать последний в чистом виде исключительно как результат накопления, избыточное бремя, или, иными словами, потери эффективности?
Пусть некоторый доход наполовину складывается из результатов трудовых усилий его получателя, а еще наполовину представляет собой отдачу ранее накопленных средств. Это происходит не только когда индивид получает 50% дохода в виде заработной платы, а другие 50% - в виде банковского процента, но и, например, когда активный предприниматель за счет своих усилий получает прибыль, вдвое превышающую банковский процент. Допустим, что доход целиком обложен пропорциональным налогом.
В той мере, в какой доход связан с трудом, последствия налогообложения определяются выбором между доходом и досугом. Коль скоро нас интересуют совокупные последствия налогообложения в целом, уместно задать вопрос: чем и в какой мере может быть замещено накопление? Ведь именно с эффектом замещения связано избыточное налоговое бремя.
Альтернативой накоплению выступает текущее потребление. Доход, который индивид получает за счет своих трудовых усилий, он может либо полностью израсходовать на текущее потребление, либо сберечь (инвестировать) некоторую его часть для получения более высокого дохода в будущем. Налогообложение сбережений или доходов от инвестиций побуждает при прочих равных условиях увеличивать долю дохода, направляемую на текущее потребление, и уменьшать инвестиции.
На практике доходы от капитала
обычно облагаются налогами не обособленно,
а в составе иных доходов и
даже по единой с ними шкале. На первый
взгляд, это исключает искажающий
эффект, выражающийся в замещении
потенциально желательных сбережений
текущим потреблением. Следует, однако,
учитывать, что в действительности
индивиды и особенно предприятия, выбирая
стратегию сбережений, а также
использования кредита, действуют
в гораздо более сложных
Так, в ряде стран не только предприятия, но и индивиды пользуются правом вычитать из налогооблагаемых сумм то, что они уплачивают в виде процентов по займам. В то же время если они со своей стороны выступают в роли кредиторов, то получаемые ими проценты облагаются налогом на общих основаниях с другими доходами. В таком случае, очевидно, чем выше налог, тем при прочих равных условиях сильнее заинтересованность выступать скорее должником, чем кредитором, а значит, предпочитать увеличение текущих расходов сбережениям.
К налоговым системам предъявляется
целый ряд требований, подчас противоречащих
друг другу, поскольку за ними, в
конечном счете, стоят несовпадающие
принципы экономической эффективности
и справедливости. Выбор наиболее
приемлемой структуры налогов
Существенным и вместе с тем наиболее удобным для представления в количественной форме является требование экономической нейтральности, иными словами, минимизации избыточного налогового бремени. Ясно, что полностью избежать искажающего налогообложения не удается. Однако, проектируя любые изменения в налоговой системе, имеет смысл ставить вопрос, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов является наиболее нейтральным, то есть порождает наименьшее избыточное бремя.
Практическая осуществимость вариантов зависит от того, какие виды прямых и косвенных налогов удается фактически собирать с помощью тех средств, которые имеются в распоряжении государства.
Приемлемость вариантов
определяется, с одной стороны, способностью
собрать всю необходимую сумму
налоговых поступлений, а с другой
- соответствием принципам
Следовательно, задача состоит
в минимизации избыточного
При каких условиях налогообложение
товаров, обеспечивающее данную сумму
поступлений, порождает наименьшее
избыточное бремя? Величина последнего,
как известно, зависит от эластичности
спроса и предложения. Пусть имеются
два товара, каждый из которых можно
обложить налогом. Отвлекаясь пока от
эластичности предложения (предполагая,
что предложение в обоих
Значительный по действию
налог приводит к тому, что происходит
замещение налогооблагаемых товаров,
а потребление
Т.о. избыточное налоговое
бремя можно представить как
денежный эквивалент потерь
Как уже отмечалось
выше, искажающее действие налогов
в ряде случаев связано с
тем обстоятельством, что
Последствия искажений могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом. Таково правило Корлетта-Хейга.
Напомним, что если
блага взаимозаменяемы, то
Это правило является
примером решения, отвечающего
принципу «второго лучшего», который
играет важную роль в
В целом принцип
«второго лучшего» говорит о
том, что при отсутствии
Фактически многое
из того, что уже изучалось
в данном курсе, может быть
интерпретировано в терминах
«второго лучшего». Например, регулируя
цены посредством
Нередко политические решения приходится принимать в ситуациях, когда, с одной стороны, ясно, что некоторые предпосылки достижения Парето-оптимального состояния отсутствуют, а с другой – имеющейся информации недостаточно, чтобы составить сколько-нибудь надежное суждение об интенсивности искажающих воздействий, а иногда – и об их направленности. В таких случаях принцип «второго лучшего» не может быть практически реализован. Коль скоро искажающие факторы не поддаются оценке, имеет смысл от них абстрагироваться и искать «первые лучшие» решения, понимая вместе с тем неизбежность существенных погрешностей.
Рассматривая правила Рамсея и Корлетта-Хейга, мы не принимали в расчет требования к распределению доходов. Между тем они, как и вообще соображения справедливости, существенно лимитируют выбор налоговой структуры.
Если непосредственно
и безоговорочно применять
Но, с другой стороны,
отступление от правила Рамсея
при обложении товаров
Ясно, что как из
соображений справедливости, так
и из соображений
Что же касается
налогообложения наиболее
Пусть возможно создание
двух не вполне одинаковых
систем, в равной мере отвечающих
одним и тем же требованиям
к распределению доходов,