Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:04, курсовая работа
Проблемы федерализма приняли особо острое звучание в конце XX в., когда целый ряд событий дал повод для сомнения в перспективно¬сти федераций. Среди них распад СССР, Югославии "цивилизованный развод" Чехословакии, события в Молдове, За¬кавказье, Чечне и ряде других регионов. Но в то же время вполне благополучно функционируют в рамках федеративного госу¬дарственного устройства такие государ¬ства, как США, ФРГ, Ав¬стралия, Австрия, Швейцария и ряд других раз¬витых капитали¬стических стран. Федеративная форма государственного устрой¬ства принята в Бельгии.
Введение
1. Унитаризм и федерализм как способы политико-территориальной организации государственно-политической системы 3
1.1. Унитаризм 3
1.2. Федерализм 5
1.2.1. Понятие и сущностные черты федерализма 5
1.2.2. Основания федерализма 7
2. Российский федерализм: прошлое, настоящее, перспективы развития 9
2.1. Становление федерализма в России 9
2.2. Особенности и проблемы российского федерализма. 11
2.3. Дискуссии о перспективах развития российского федерализма 13
Заключение
Кроме того, формирование реальной федерации требует наличия особой формы общественных отношений, а потому необходима федерализация общественных отношений в целом [22; 80].
Можно
подытожить, что лишь при соблюдении совокупности
вышеприведенных принципов возможно остановить
дезинтеграционные тенденции, перейти
к стабилизации, одновременно ориентируясь
на формирование реальной федерации, построение
сильного и прочного государства. Необходима
переориентировка вектора развития российского
федерализма, для чего требуется согласие
различных ветвей власти, Центра и субъектов
Федерации, понимание ими проблем и особенностей
российской государственности, реалистичный
подход к их разрешению.
Федерализм - одна из форм организации жизни народов и государств, которая сосуществует в современном мире наряду с унитаризмом. При этом надо отметить, что большинство государств современности - унитарные. Существует также такой некогда весьма распространенный тип политико-территориального устройства как конфедерация. Таким образом, федерализм, федеративная форма государственного устройства следует рассматривать как один из возможных вариантов объединения субъектов государственности, обусловленных, как правило, совпадающими интересами те или иных субъектов (народов, государственных формирований и т.п.) к объединению усилий для выживания, защиты своего существования от внешних разрушающих воздействий, во имя развития и эффективного влияния на региональные и мировые процессы. При этом определить, какая форма государственного устройства является более прогрессивной и современной невозможно.
В этой связи исследователи выделяют несколько групп факторов, способствующих предпочтению федерализма унитаризму: этнические (этнический признак, этнорелигиозные, этнолингвистические особенности населения какого-либо субъекта федерации), исторические (историческая, культурная, религиозная общность частей государства); географические (большая государственная территория, наличие форм ландшафта, затрудняющих сообщение субъектов государственности); экономические (экономическая выгода именно союзных отношений, наличие региональных групп капитала) и др.
Среди факторов, стабилизирующих федеративное государственное устройство, выделяются следующие: государственная оформленность субъектов федеративных отношений; их относительно небольшой размер; действительная взаимная необходимость частей федерации; развитое правосознание населения союзного государства и общая демократизация общества.
Федерация - относительно "молодая" форма государственного устройства; первая федерация - США - оформилась в 1789 г. Но до этого долгое время существовали конфедерации, которые, являясь нестабильной формой территориально-политического устройства, как правило, преобразовывались в унитарную или федеративную державу или же распадались.
В XIX - XX вв. федерации получили довольно широкое распространение. При этом новообразованные союзные государства обнаруживали как общие черты, свойственные всем федеративным формам государственного устройства, так и специфику отдельной федерации. Этим объясняется то, что в современной политико-правовой литературе отсутствует единое понимание природы федеративного государства. Так, федерация определятся как органический союз нескольких государств; как государство с неограниченным суверенитетом; как сложное государство, которое состоит из государств; как сложное государство, которое состоит из несуверенных государств. Т.к. каждое федеративное государство уникально, для каждого из них существует своя оригинальная концепция федерализма или даже несколько таковых. Наиболее распространены дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция первого, будучи сформулированной, в основных своих чертах еще в одном из первых трудов, осмысляющих федеративную форму государственного устройства, - "Федералисте" - и будучи интерпретированной А. Токвилем, усматривает суть федерализма в разделении полномочий и функций между союзной властью и властями штатов на основании конституционно-правового статуса штатов. Эта концепция более характерна для раннего этапа истории федерализма. Вторая теория акцентирует внимание между элементами федеративной структуры и вообще на практической стороне федерализма. Эта теория, более гибкая, чем дуалистическая концепция, получила распространение в различных своих модификациях во многих странах (оригинальный вариант канадского кооперативного федерализма, коррелятивный федерализм в Австралии).
Говоря
об общих чертах, свойственных федеративной
форме государственного устройства в
целом, исследователи выделяют: конституционное
разграничение компетенций или предметов
ведения между федерацией и ее субъектами;
непосредственное участие субъектов федерации
в осуществлении центральной власти; конституционное
закрепление гарантий целостности федераций
и прав ее субъектов; конституционное
закрепление полномочий таким образом,
чтобы они не могли изменяться ни федеральным
правительством, ни субъектами федерации;
достаточный объем полномочий у федерации
и ее субъектов для того, чтобы прямо воздействовать
на граждан, чтобы правительства субъектов
федерации не действовали лишь как посредники
при применении полномочий центрального
правительства, т.е. не были объектами
федеральной власти; обеспечение со стороны
судебной власти такого наложения, чтобы
ни центральная, ни местная власти не преступали
пределов своих полномочий, установленных
конституцией.
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Формы политико-территориального устройства государства