Автор: m**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 01:34, реферат
Налоговая политика Российской Федерации формируется под воздействием экономических, политических и социальных преобразований, происходящих в стране. Налоги на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему государства. По набору налогов, способам взимания, ставкам, налоговой базе, льготам, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы разных стран существенно отличаются друг от друга, хотя без сомнения можно выделить общие черты, присущие каждой налоговой системе любого государства.
Введение
Декларирование дохода
Порядок заполнения декларации о совокупном доходе
Административная ответственность граждан за нарушение порядка декларирования своих доходов
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Порядок заполнения декларации о совокупном
доходе
Административная ответственность граждан за нарушение порядка декларирования своих доходов
Список используемой литературы
Введение
Налоговая политика
Российской Федерации формируется
под воздействием экономических, политических
и социальных преобразований, происходящих
в стране. Налоги на практике предстают
в виде многообразных форм с множеством
национальных особенностей, которые в
совокупности образуют налоговую систему
государства. По набору налогов, способам
взимания, ставкам, налоговой базе, льготам,
фискальным полномочиям различных уровней
власти налоговые системы разных стран
существенно отличаются друг от друга,
хотя без сомнения можно выделить общие
черты, присущие каждой налоговой системе
любого государства. Во-первых, это постоянный
поиск путей увеличения налоговых поступлений
в бюджет государства, что реализуется
введением новых налогов, изменением налоговой
базы, изменением оценочной стоимости
имущества и соотношением различных видов
налогов. А во-вторых, это построение налоговых
систем на основе эффективного налогообложения,
что подразумевает равное и справедливое
распределение налогового бремени, и использование
налоговой политики в целях постоянного
экономического роста страны.
Подоходный налог с физических лиц, занимающий
одно из основных мест в налоговой системе
Российской Федерации, непосредственно
влияет как на построение всей налоговой
политики государства, так и на финансовое
состояние граждан. Поэтому необходимость
тщательного рассмотрения и нахождения
путей совершенствования и преобразования
данного вида налога является важнейшим
элементом налогового законодательства.
Постоянный рост налоговых отчислений
граждан, не может быть оправдан ни какими
видами государственных расходов, так
как тем самым нарушается основной принцип
построения налоговой системы - принцип
равенства и справедливости обложения
граждан.
Российским законодательством
Декларирование гражданами своих доходов,
правильное исчисление налога и его своевременная
уплата являются их конституционной обязанностью,
долгом перед государством и всем обществом.
Декларации о совокупном годовом доходе
подаются гражданами, получившими в течение
отчетного года доход от предпринимательской
либо иной самостоятельной деятельности,
а также имевшими основное место работы
и получившими в этот период доходы помимо
основного места или гражданами, не имевшими
основного места работы в течение отчетного
года, но получившими в течение этого года
какие-либо доходы. Не освобождены от подачи
декларации и индивидуальные предприниматели,
выкупившие патент на право перехода на
упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. Также
не освобождаются от подачи декларации
и индивидуальные предприниматели, перешедшие
на уплату Единого налога на вмененный
доход введенного на территории Ленинградской
области на основании Федерального закона
«О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности» от
31.07.1998 г № 148-ФЗ.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской
и иной самостоятельной деятельностью,
подают декларации независимо от размера
полученного дохода. К иной самостоятельной
деятельности относятся, например частная
нотариальная практика, сдача в наем жилых
помещений или в аренду имущества и т.д.
При этом физические лица несут ответственность
за достоверность данных, указанных в
декларации.
Основным местом работы считается та организация
или тот работодатель, где хранятся трудовая
книжка работника и с которыми он состоит
в трудовых и приравненных к ним отношениях.
Если физическое лицо помимо этого находится
в трудовых отношениях с другими организациями,
то оно считается работающим в них по совместительству.
Под трудовыми и приравненными к ним обязанностям
понимается выполнение гражданином работ
по конкретной специальности, квалификации,
должности на основании заключенного
им с организацией или другим работодателем
(например, с частнопрактикующим нотариусом)
трудового договора либо выполнение трудовой
функции в связи с членством в кооперативе,
колхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве,
общественной или религиозной организации,
адвокатуре, а также в связи со службой
или учебой.
Граждане, которые в течение года имели
доходы только по месту основной работы
и за этот период не получали каких-либо
доходов, подлежащих налогообложению,
декларацию о своих доходах в налоговый
орган не предоставляют.
Не предоставляют декларацию о совокупном
годовом доходе также граждане, которые
в отчетном году получили от организаций,
включая основное место работы, совокупный
налогооблагаемый доход в размере, не
превышающем суммы, облагаемой по минимальной
ставке налога (в 1999 году – до 30000 рублей).
Размер совокупного налогооблагаемого
дохода определяется путем вычета из суммы
общего валового совокупного годового
дохода, полученного из всех источников,
соответствующего кратного размера минимальной
месячной оплаты труда, расходов на детей
и иждивенцев, а также расходов, связанных
с получением доходов от предпринимательской
и иной самостоятельной деятельности,
авторских вознаграждений, и других вычетов,
установленных Законом "О подоходном
налоге с физических лиц".
Кроме того, вычитаются отчисления в Пенсионный
фонд Российской Федерации в размерах,
не превышающих установленных законодательством
и фактически удержанных доходов (постановлением
Правительства Российской Федерации от
19 февраля 1996 г. № 153 утвержден перечень
выплат, на которые с 1 января 1996 г. не начисляются
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, с последующими изменениями
и дополнениями).
При наличии в налоговом органе сведений
о получении гражданином доходов не по
месту основной работы налоговый орган
вправе потребовать от этого гражданина
представления справки о доходах, полученных
по его основному месту работы за отчетный
год, или трудовой книжки (при отсутствии
основного места работы). Справка о доходах,
полученных по месту основной работы,
а также о доходах, полученных не по месту
основной работы, и декларация хранится
в налоговом органе в одном деле. По просьбе
физического лица предприятия, учреждения
и организации обязаны выдать ему такую
справку.
В соответствии с законодательством о
подоходном налоге с физических лиц декларация
о совокупном годовом доходе за отчетный
год должна быть представлена в налоговый
орган не позднее 30 апреля года, следующего
за отчетным, т.е. налогоплательщику предоставляется
трехмесячный период для сбора сведений
или данных, необходимых при заполнении
декларации. Следует иметь ввиду, что налогоплательщику
не нужно ждать 30 апреля; если он готов
сдать декларацию сразу же по окончании
отчетного года, то лучше так и сделать.
Для лиц, получающих доходы от предпринимательской
или иной деятельности, исчисление налогов
с которых осуществляют налоговые органы,
имеются особенности в порядке предоставления
деклараций. В случае появления в течение
года источников таких доходов граждане
обязаны подать декларацию о предполагаемых
доходах в налоговый орган в пятидневный
срок по истечении месяца со дня появления
такого источника. В случае прекращения
существования такого источника дохода
до конца текущего года декларация о фактически
полученном доходе подается в пятидневный
срок со дня прекращения его существования.
Налогоплательщик в течение месяца после
предоставления декларации имеет право
внести поправки в нее путем подачи уточненной
декларации.
В составе совокупного годового дохода
учитываются доходы, полученные как в
денежной (национальной или иностранной
валюте), так и в натуральной форме.
Доходы в иностранной валюте для целей
налогообложения пересчитываются в рубли
по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действовавшему на дату получения
дохода. Датой получения дохода в иностранной
валюте на территории Российской Федерации
следует считать конкретную дату начисления
дохода. По доходам, получаемым физическими
лицами из источника, находящегося за
пределами Российской Федерации, такой
датой считается дата получения этого
дохода, а при перечислении этих доходов
на валютный счет физического лица – дата
зачисления их на этот счет. Уплата в бюджет
налога с доходов, полученных в иностранной
валюте, производится плательщиками в
рублях или, по их желанию, в иностранной
валюте, покупаемой Центральным банком
Российской Федерации.
В случае, когда физическим лицом получен
доход в иностранной валюте, не покупаемой
Центральным банком, доход, полученный
в такой валюте, переводится согласно
ее прямому курсовому соотношению в конвертируемую
валюту (валюту, покупаемую Центральным
банком Российской Федерации). Полученная
таким образом сумма дохода в конвертируемой
валюте пересчитывается в рубли в общеустановленном
порядке.
При продаже или покупке иностранной валюты
по курсу соответственно ниже или выше
установленного налогооблагаемый доход
определяется в виде разницы между курсом,
установленным Центробанком Российской
Федерации, и курсом, по которому валюта
была фактически продана или приобретена
физическим лицом.
Доходы, полученные в натуральной форме,
учитываются в составе совокупного годового
дохода по государственным регулируемым
ценам, а при их отсутствии – по свободным
(рыночным) ценам, действующим на дату
начисления дохода.
Примеры доходов, включаемых в состав
совокупного годового дохода:
- доходы по основному месту работы (заработная
плата, премии и т.п.);
- доходы, полученные за выполнение работ
как по месту основной работы, так и по
совместительству;
- доходы, полученные за выполнение договоров
гражданско-правового характера. К таким
договорам относятся, например, договоры
(со статусом нанявшего лица):
- подряда (подрядчика);
- поручения (поверенный);
- купли-продажи (продавец) и т.д
- доходы, полученные в виде дивидендов
по акциям акционерных обществ, процентам
по паевым и долевым вкладам в имущество
организаций, а также другие доходы, не
связанные с выполнением трудовых обязательств
в данной организации;
- доходы, полученные
за выполнение разовых и других работ,
а также доходы, полученные не по месту
основной работы;
- стоимость коммунально-бытовых услуг,
абонементов, подписки на газеты, журналы
и книги, питания, проезда к месту работы
и обратно, кроме случаев, предусмотренных
законодательством;
- суммы единовременных пособий физическим
лицам, уходящим на пенсию;
- внесение (возмещение) платы за родителей
на содержание детей в детских дошкольных
учреждениях, а также оплата за обучение
детей в учебных заведениях;
- разница в цене товаров (изделий, продуктов),
реализованных физическим лицам по ценам
ниже рыночных, или продукции собственного
производства, реализованной по ценам
ниже, чем обычно применяемые организациями
для реализации продукции сторонам и потребителям.
Если организация отпускает физическим
лицам продукцию собственного производства
бесплатно, то сумма стоимости такой продукции
должна быть включена в совокупный доход
физических лиц исходя из рыночных цен
на эту продукцию;
- суммы пенсий, назначаемых и выплачиваемых
за счет средств организаций в ином порядке,
чем это установлено пенсионным законодательством
Российской Федерации;
- суммы отчислений, производимых в негосударственные
пенсионные фонды;
- часть страхового взноса, направляемая
организациями или иными работодателями
на покрытие расходов, связанных со страховыми
операциями, по договорам добровольного
страхования имущественных интересов
физических лиц;
- стоимость имущества, распределяемого
в пользу физических лиц при ликвидации
организаций и доходы, получаемые физическими
лицами о продажи имущества организаций,
ликвидируемых или ликвидированных в
порядке и на условиях, предусмотренных
государственными программами приватизации
государственных и муниципальных организаций
в Российской Федерации. При этом распределенная
доля имущества включается в состав совокупного
дохода исходя из свободных рыночных цен
с учетом износа на дату распределения;
- стоимость продукции и товаров, выданных
в счет оплаты труда, услуг, работ и премий;
Организации и иные работодатели, выплачивающие
физическим лицам доходы (не по месту основной
работы), которые полностью или частично
включаются в налогооблагаемый доход,
обязаны представить налоговому органу
справки о выплате этих доходов.
Законодательством о подоходном налоге
предусмотрена обязанность физических
лиц вести учет доходов, полученных ими
в течение календарного года не по месту
основной работы либо от занятия предпринимательской
деятельностью, и производственных расходов,
связанных с получением этих доходов.
Гражданин, получающий в течение года
доходы не по месту основной работы, обязан
самостоятельно вести их учет. Наиболее
приемлемый вариант учета – собирать
в течение года справки о всех своих доходах,
их можно получить в организациях, выплачивающих
доходы. Кроме того, можно вести систематические
записи в тетради или блокноте с обязательным
указанием, где и когда получен доход,
в каком размере, каковы суммы удержанных
налогов и других платежей.
Граждане, получающие авторские вознаграждения
за создание произведений науки, литературы
и искусства, вознаграждения за открытия,
изобретения и промышленные образцы, обязаны
вести учет полученных в текущем году
сумм указанных доходов и удержанных у
источника выплат налогов, а также учет
расходов, связанных с созданием того
или иного конкретного произведения. Учет
ведется с указанием конкретного места
и месяца выплаты вознаграждения.
Лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью и пожелавшие перейти на
упрощенную систему налогообложения,
обязаны вести учет в книге учета доходов
и расходов, форма которой утверждена
приказом Министерства Финансов Российской
Федерации от 22 февраля 1996 г. № 18.
Книга учета доходов и расходов открывается
на один календарный год и должна быть
пронумерована и прошнурована. На последней
странице записывается число содержащихся
в ней страниц, которое заверяется подписью
руководителя организации (предпринимателя)
и оттиском печати налогового органа.
В книге учета доходов и расходов в хронологической
последовательности на основе первичных
документов позиционным способом отражаются
хозяйственные операции, осуществленные
в отчетном периоде.
В графе 4 "Доходы" раздела I "Доходы
и расходы" отражаются все поступления:
выручка, полученная от реализации товаров
(работ, услуг), имущество, реализованное
за отчетный период, внереализационные
доходы в виде денежных средств, ценных
бумаг и иного имущества. В состав доходов
включаются денежные средства и иное имущество,
полученное безвозмездно в виде финансовой
помощи.
В графе 6 "Расходы" раздела I "Доходы
и расходы" отражаются расходы, связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности, включая расходы, перечисленные
в пункте 2 статьи 3 Федерального закона
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства".
В графе 7 показываются затраты, в частности,
расходы на оплату труда, амортизационные
отчисления по основным средствам, нематериальным
активам и малоценным и быстроизнашивающимся
предметам.
При заполнении раздела II "Расчет совокупного
дохода" следует учитывать, что по строке
"Валовая выручка" отражается сумма,
начисленная на основе данных графы "Доходы"
раздела I в соответствии с пунктом 3 статьи
3 Федерального закона, а по строке 6 "Расходы"
– сумма вычетов в соответствии с пунктом
2 статьи 3 Федерального закона.
Граждане, которые занимаются предпринимательской
деятельностью в социально-культурной
сфере, обязаны указывать в книге фамилии
и место жительства клиентов, пациентов,
обучающихся.
При необходимости, с учетом конкретной
специфики тех или иных видов деятельности,
в книгу учета доходов и расходов по согласованию
с налоговым органом могут быть внесены
дополнения и изменения.
Правильность ведения книги учета доходов
и расходов гражданами, занимающимися
предпринимательской деятельностью, устанавливается
работниками налоговых органов при проведении
проверок полноты указанных в декларации
сведений о доходах и расходах, а также
при проведении обследований деятельности
таких граждан.
Граждане, получающие доходы в иностранном
государстве или из иностранного государства,
должен вести учет полученных доходов,
записывая в тетради, в какой стране получен
доход, дату его выплаты и сумму дохода
в валюте. Во избежании двойного налогообложения
такого дохода налогоплательщик должен
заранее побеспокоиться о приобретении
справки налогового органа страны, где
был получен доход, об уплате налога с
этого дохода.
Если налогоплательщик в течение отчетного
года сменил основное место работы, бухгалтерия
организации по новому месту работы при
выдаче налогоплательщику или налоговому
органу по их требованию справки о полученных
доходах и удержанных налогах обязана
указать совокупный доход, полученный
с начала года, включая доходы, полученные
по прежнему месту работы.
Порядок заполнения декларации о совокупном доходе
Порядок представления декларации о доходах определен Статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
Декларация физического лица о доходах (далее - декларация) представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту учета налогоплательщика (по месту постоянного жительства). Декларации подают граждане, имевшие в течение отчетного года доход от предпринимательской либо иной самостоятельной деятельности независимо от его размера, а также лица, имевшие доходы помимо основного места работы, в случае, если полученный налогооблагаемый доход от всех источников превышает сумму дохода, облагаемого по минимальной ставке.
Декларации подают также индивидуальные предприниматели, выкупившие патент и применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства".
Декларация о фактически полученных доходах и произведенных расходах представляется физическими лицами не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
От представления декларации освобождаются:
· физические лица, получавшие доходы только по основному месту работы;
· физические лица, не имевшие постоянного местожительства в Российской Федерации в отчетном году (лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности менее 183 дней в календарном году и не состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, расположенными на территории Российской Федерации);
· физические лица (кроме лиц, занимающихся предпринимательской и иной самостоятельной деятельностью), если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил 50 000 рублей.
В случае появления в течение года следующих источников доходов:
· осуществление в установленном законодательством порядке индивидуально разрешенных видов предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
· занятие частной практикой в установленном законодательством порядке нотариусами и другими лицами;
· сдача внаем или в аренду строений, квартир, комнат, гаражей, автомобилей и другого движимого и недвижимого имущества;
· получение доходов физическими лицами с постоянным местом жительства в Российской Федерации от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
· других доходов, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами,
физические лица подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников. В декларации указывается размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.
В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения его существования.
В декларациях физические лица указывают все полученные ими доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.
Предприятия, учреждения, организации и работодатели - физические лица обязаны выдавать физическим лицам, получившим от них доходы по их просьбе справки о суммах начисленного за календарный год дохода и суммах удержанного с этого дохода подоходного налога по форме, приведенной в Приложении N 3 к Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Статьями 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление, несвоевременное представление, налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган по месту учета и за неуплату или неполную уплату сумм налога.
В соответствии
со статьей 81 Налогового Кодекса Российской
Федерации при обнаружении
Статьей 198 Уголовного
кодекса Российской Федерации предусмотрена
уголовная ответственность за уклонение
физического лица от уплаты налога
путем непредставления
За информацией
по вопросам организации приема деклараций,
приемных часах, а также за необходимыми
консультациями по заполнению деклараций
следует обращаться в инспекции
МНС России по месту постоянного
жительства.
Порядок заполнения декларации.
Требования к порядку заполнения деклараций
Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка декларации на принтере.
Следует отметить,
что в настоящее время
Некоторые программы позволяют создавать файлы с данными Вашей декларации. При этом перед тем как приобрести такую программу для заполнения декларации советуем Вам уточнить, есть ли в Вашей инспекции МНС России соответствующие возможности для приема деклараций о доходах физических лиц на магнитных носителях.
В инспекции каждой декларации присваивается свой регистрационный номер, который проставляется на ней сотрудником инспекции. Также сотрудником инспекции заполняются все поля с пометкой "По данным налогового органа".
Декларант вправе самостоятельно снять копию с представляемой декларации и заверить ее штампом инспекции и подписью ответственного сотрудника.
При принятии деклараций
налоговым органам запрещается
требовать от граждан указания в
ней дополнительной информации, не
предусмотренной действующим
Форма декларации включает в себя два листа и дополнительные листы приложений с "А" по "К".
При заполнении декларации необходимо руководствоваться следующим.
Налогоплательщик заполняет первые два листа декларации и те листы приложений, которые ему необходимо заполнить! Выбранные листы нумеруются последовательно. Первые два листа декларации имеют номера 01 и 02, последующие листы приложений нумеруются 03, 04, 05 и т.д. Индивидуальные предприниматели, получившие в отчетном году доходы только от занятия деятельностью по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, заполняют лист 01 декларации и приложение "З". В этом случае, прилагаемые листы приложений нумеруются, начиная с номера 02.
На каждом листе
декларации и приложений указывается
идентификационный номер