Взаимодействие банков и налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6

1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6

1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8

1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12

2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17

2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17

2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22

2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28

3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34

3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34

3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36

3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список использованных источников………………………………………….……47

Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50

Работа содержит 1 файл

работа вариант 2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     - механизм исчисления налоговой  базы по отдельным налогам  должен учитывать специфику экономического  содержания доходов и операций  банков, а также меры, предпринимаемые для регулирования их деятельности органами, законодательно и нормативно определяющими требования к функционированию банковской системы;

     - необходим эффективный контроль  за налоговыми платежами банков  в бюджет, ибо независимость банков  в оперативной профессиональной деятельности не означает отсутствия государственного контроля, в т.ч. со стороны налоговых органов за выполнением кредитными организациями законодательства РФ по налогам и сборам.

     Группировка совокупности налоговых мер государственного регулирования деятельности банков дает возможность определить специфику области распространения их воздействия. Кроме двух традиционно выделяемых направлений в назначении налоговых инструментов в отношении банков (развитие банковской системы в целом, а также отдельных видов банковской деятельности) выделяется третье: воздействие на поведение других налогоплательщиков - клиентов банков. При этом, оно постепенно стало превращаться в барьер для построения равных конкурентных условий развития разных сфер деятельности.

     Безусловно, основную роль в регулировании банковской деятельности играет налог на прибыль. Налог на прибыль коммерческих банков с 01.01.2009 года снижен с 24% до 20% , из них 2,0 % зачисляется в федеральный бюджет и 18,0 % в бюджет субъектов Российской федерации. Коммерческие банки в РФ значительно отличаются как по масштабам прибыли, так и по величине активов и собственного капитала. Мы считаем, что все это обуславливает возможность использования прогрессивной шкалы при налогообложении прибыли коммерческих банков в РФ.

     В связи с этим, целесообразно для  целей налогообложения прибыли  дифференцировать банки в соответствии с финансовыми результатами деятельности  кредитных  организаций - показателями балансовой прибыли, величины капитала и величины активов. Подобная дифференциация позволит предложить систему налогообложения прибыли, более приближенную к результатам и масштабам деятельности кредитных организаций, а также за счет крупнейших налогоплательщиков в данной сфере увеличить поступления по налогу в целом. При этом мелкий банковский бизнес и его интересы будут соблюдены более чем достаточно за счет более низкой ставки налога на прибыль по сравнению с крупнейшими и иными банками.

     В коммерческих банках отсутствует база для определения теоретически и законодательно установленного объекта обложения налогом на добавленную стоимость, а именно самой добавленной стоимости, поскольку большая часть тарифов за услуги банков не основывается на калькуляции ее себестоимости. Относительно высокая доля НДС в налоговых платежах банков имеет место в условиях, когда банковские операции (кроме инкассации), согласно ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Одной из причин сложившейся структуры налоговой нагрузки является значительный объем «не банковских» услуг (посреднические операции, в т.ч. с ценными бумагами, трастовые и др.).

     Для развития методологии налогообложения  важное значение имеет вопрос об экономической  целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства, но оно же преследует и определенную цель с позиции осуществления налогового регулирования. Среди российских экономистов существует мнение, что освобождение банковских операций от НДС стимулирует развитие банковской деятельности, так как снижается цена банковских услуг. Другие исходят из рассуждений о том, что большинство банковских операций экономически и юридически не может быть отнесено к понятию услуга (товар, работа), соответственно нет законодательно установленного объекта налогообложения НДС.

     Освобождение  от НДС операций, совершаемых банками, с позиции преимущественного  значения принципа экономии в налогообложении, выражающемся в эффективности налогового контроля приведет к относительному уменьшению поступлений в бюджет при достаточно существенном сокращении расходов на администрирование. Особую актуальность данный подход имеет в отношении тех операций, которые технологически обусловлены и взаимосвязаны с банковскими, например, по валютным операциям в части посреднических сделок.

     Таким образом, важнейшими в налоговом  механизме России с точки зрения поступлений в бюджет являются налог  на прибыль и налог на добавленную  стоимость. Из этих двух налогов основное регулирующее воздействие несет  налог на прибыль. Наиболее значимыми  методами налогового регулирования являются: дифференциация ставки налога; изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налога, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм); изменение порядка расчета налогооблагаемой базы и т.д. Применяя данные методы, государство может воздействовать на банки и предприятия, направляя их деятельность в выгодное для него русло. 
 

     3.3 Реформирование законодательной  базы в сфере совершенствования  взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами 
 

     Одной из задач дальнейшего развития банковской системы является совершенствование  системы налогообложения кредитных  организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

     Формирование  действующей налоговой системы  привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; ряд местных налогов, среди которых выделяются транспортный и земельный налог. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.

     При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых  серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

     Особенностью  налогообложения налогом на добавленную  стоимость по банкам и другим кредитным  учреждениям является определение  облагаемого оборота, определяемого  по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.

     Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Федеральной налоговой службы в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

     Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).

     Анализ  налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в  Российской Федерации позволяет  сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

     Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:

     - в состав резервов, принимаемых  в расчет налогооблагаемой базы  по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

     - к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

     - нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

     - отменить налог на покупку  иностранных денежных знаков  и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.

     Таким образом, развитие банковского дела в России и совершенствование  налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики. 

     Заключение 
 

     Проведенное исследование представляет собой комплексный  анализ взаимоотношений коммерческих банков с налоговой системой в условиях трансформации экономики страны. В данных взаимоотношениях коммерческие банки выступают в трех лицах, что отличает их от других участников взаимоотношений, выполняющих сугубо профильные функции. Коммерческий банк может быть самостоятельным налогоплательщиком, налоговым агентом, а также посредником между государством и другими налогоплательщиками, выполняя при этом специальные контрольные функции. Налогообложение коммерческих банков является тем фактором, воздействуя на который прямо или косвенно государство может влиять на величину налоговых поступлений в бюджет не только от банковского сектора, но и от других отраслей народного хозяйства.

Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов