Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...
Введение………………………………………………………………………….……3
1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6
1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6
1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8
1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12
2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17
2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17
2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22
2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28
3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34
3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34
3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36
3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40
Заключение…………………………………………………………………………...44
Список использованных источников………………………………………….……47
Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50
-
механизм исчисления налоговой
базы по отдельным налогам
должен учитывать специфику
-
необходим эффективный
Группировка совокупности налоговых мер государственного регулирования деятельности банков дает возможность определить специфику области распространения их воздействия. Кроме двух традиционно выделяемых направлений в назначении налоговых инструментов в отношении банков (развитие банковской системы в целом, а также отдельных видов банковской деятельности) выделяется третье: воздействие на поведение других налогоплательщиков - клиентов банков. При этом, оно постепенно стало превращаться в барьер для построения равных конкурентных условий развития разных сфер деятельности.
Безусловно,
основную роль в регулировании банковской
деятельности играет налог на прибыль.
Налог на прибыль коммерческих банков
с 01.01.2009 года снижен с 24% до 20% , из них 2,0
% зачисляется в федеральный
В связи с этим, целесообразно для целей налогообложения прибыли дифференцировать банки в соответствии с финансовыми результатами деятельности кредитных организаций - показателями балансовой прибыли, величины капитала и величины активов. Подобная дифференциация позволит предложить систему налогообложения прибыли, более приближенную к результатам и масштабам деятельности кредитных организаций, а также за счет крупнейших налогоплательщиков в данной сфере увеличить поступления по налогу в целом. При этом мелкий банковский бизнес и его интересы будут соблюдены более чем достаточно за счет более низкой ставки налога на прибыль по сравнению с крупнейшими и иными банками.
В коммерческих банках отсутствует база для определения теоретически и законодательно установленного объекта обложения налогом на добавленную стоимость, а именно самой добавленной стоимости, поскольку большая часть тарифов за услуги банков не основывается на калькуляции ее себестоимости. Относительно высокая доля НДС в налоговых платежах банков имеет место в условиях, когда банковские операции (кроме инкассации), согласно ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Одной из причин сложившейся структуры налоговой нагрузки является значительный объем «не банковских» услуг (посреднические операции, в т.ч. с ценными бумагами, трастовые и др.).
Для развития методологии налогообложения важное значение имеет вопрос об экономической целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства, но оно же преследует и определенную цель с позиции осуществления налогового регулирования. Среди российских экономистов существует мнение, что освобождение банковских операций от НДС стимулирует развитие банковской деятельности, так как снижается цена банковских услуг. Другие исходят из рассуждений о том, что большинство банковских операций экономически и юридически не может быть отнесено к понятию услуга (товар, работа), соответственно нет законодательно установленного объекта налогообложения НДС.
Освобождение от НДС операций, совершаемых банками, с позиции преимущественного значения принципа экономии в налогообложении, выражающемся в эффективности налогового контроля приведет к относительному уменьшению поступлений в бюджет при достаточно существенном сокращении расходов на администрирование. Особую актуальность данный подход имеет в отношении тех операций, которые технологически обусловлены и взаимосвязаны с банковскими, например, по валютным операциям в части посреднических сделок.
Таким
образом, важнейшими в налоговом
механизме России с точки зрения
поступлений в бюджет являются налог
на прибыль и налог на добавленную
стоимость. Из этих двух налогов основное
регулирующее воздействие несет
налог на прибыль. Наиболее значимыми
методами налогового регулирования являются:
дифференциация ставки налога; изменение
налоговых льгот и скидок (в частности,
полное или частичное освобождение от
налога, отсрочка платежа или аннулирование
задолженности и возврат ранее уплаченных
сумм); изменение порядка расчета налогооблагаемой
базы и т.д. Применяя данные методы, государство
может воздействовать на банки и предприятия,
направляя их деятельность в выгодное
для него русло.
3.3
Реформирование
Одной
из задач дальнейшего развития банковской
системы является совершенствование
системы налогообложения
Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; ряд местных налогов, среди которых выделяются транспортный и земельный налог. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.
Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.
Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Федеральной налоговой службы в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».
Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).
Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.
Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:
-
в состав резервов, принимаемых
в расчет налогооблагаемой
- к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;
- нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;
- отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.
Таким
образом, развитие банковского дела
в России и совершенствование
налоговой системы - два параллельных
и взаимосвязанных пути. С помощью государственного
регулирования налогообложения кредитных
организаций, проявления стимулирующей
функции налогов можно достичь значительных
успехов в уменьшении финансового дисбаланса
и стабилизации экономики.
Заключение
Проведенное исследование представляет собой комплексный анализ взаимоотношений коммерческих банков с налоговой системой в условиях трансформации экономики страны. В данных взаимоотношениях коммерческие банки выступают в трех лицах, что отличает их от других участников взаимоотношений, выполняющих сугубо профильные функции. Коммерческий банк может быть самостоятельным налогоплательщиком, налоговым агентом, а также посредником между государством и другими налогоплательщиками, выполняя при этом специальные контрольные функции. Налогообложение коммерческих банков является тем фактором, воздействуя на который прямо или косвенно государство может влиять на величину налоговых поступлений в бюджет не только от банковского сектора, но и от других отраслей народного хозяйства.
Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов