Взаимодействие банков и налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6

1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6

1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8

1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12

2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17

2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17

2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22

2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28

3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34

3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34

3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36

3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список использованных источников………………………………………….……47

Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50

Работа содержит 1 файл

работа вариант 2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Учет  начисленных и фактически поступивших  сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые соответственно зачисляются отдельные виды налогов и платежей, платежи, объединенные в одну группу, или платежи от отдельных групп плательщиков. В то же время многие разделы бюджетной классификации подразделяются на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей.

     Разделы, параграфы и в целом классификация  доходов бюджетов уточняются Министерством  финансов РФ по мере изменений налогового законодательства, введения новых и  отмены отдельных налогов и других обязательных платежей.

     Указания  о порядке зачисления конкретных налогов и платежей на определенные разделы, параграфы и виды бюджетов содержатся в законодательных и  других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей. В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» непосредственно в местные бюджеты зачисляется ряд налогов, введенных федеральными органами власти, а также налоги и сборы, введенные местными органами власти. Все другие налоги (кроме регулирующих) полностью зачисляются в федеральный бюджет. Регулирующие налоги распределяются между федеральным и местными бюджетами в долях, устанавливаемых законодательством. К таким налогам относятся налог на прибыль, НДС, акцизы на отдельные группы товаров. К ним могут быть в законодательном порядке отнесены и другие налоги.

     Налог на прибыль в установленных долях  уплачивается предприятиями одновременно в федеральный и местные бюджеты. НДС, акцизы по ряду товарных групп (например, по спирту и водке) первоначально поступают в федеральный бюджет, а затем часть их в установленном размере отчисляется в местные бюджеты.

     Юридические лица при исчислении и уплате налогов  и других обязательных платежей руководствуются  указанными выше законодательными и нормативными актами. В установленные сроки они представляют налоговым органам бухгалтерские отчетым налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.

     Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.

     Для уплаты обозначенных в расчетах и  справках платежей предприятия сдают  в банк платежные поручения с указанием в них бюджета, видов налогов или платежей, раздела и параграфа бюджетной классификации и наименования налоговой инспекции. По каждому виду налога (кроме налога на прибыль) и акцизов по некоторым группам товаров оформляется по одному платежному поручению. По налогу на прибыль и акцизам по некоторым группам товаров оформляется по два поручения. В каждом из них указывается сумма, соответствующая доле налога, подлежащего уплате в федеральный или местные бюджеты. Банк списывает со счетов плательщиков –своих клиентов обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета.

     Для обеспечения правильного зачисления налогов и других платежей налоговые  органы сообщают кредитным учреждениям  список плательщиков, перечень уплачиваемых ими платежей с указанием, в какой бюджет и на какие подразделения бюджетной классификации они должны зачисляться.

     Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению сдачи в  банк платежных поручений накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. В случаях сдачи платежных поручений после срока налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию причитающихся бюджету платежей с одновременным начислением плательщикам пени. Не позднее следующего за сроком уплаты дня налоговые органы имеют право выписать инкассовые поручения с указанием реквизитов плательщика, бюджета, суммы и вида платежа, раздела и параграфа бюджетной классификации. Инкассовые поручения передаются банку, который обязан списать со счета своего клиента-плателыцика обозначенную в поручении сумму и зачислить её в бюджет. В каждой налоговой инспекции в течение календарного года ведется журнал регистрации инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм со счета плательщика в погашение недоимок. В нем указываются дата передачи в банк распоряжения, наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором открыт счет, сумма платежа и его наименование.

     Исполнение  банками инкассовых поручений налоговых органов на списание с предприятий сумм в уплату любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке.

     Копии исполненных платежных поручений  с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета и по счетам регулирующих доходов территориальных бюджетов поступают для учета по исполнению бюджета органам казначейства по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, и финансовым органам –по налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Затем они передаются в налоговые органы для учета и контроля за поступлениями платежей в бюджеты всех уровней. 
 

     3. Проблемы взаимоотношения банков  и налоговых органов и направления  их совершенствования 

     3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение 
 

     Глава 18 Налогового Кодекса РФ [1] предусматривает отдельные виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение. Применение к банковским учреждениям финансовых санкций производится посредством взыскания штрафа или пени. В последнем случае взыскание производится в бесспорном порядке.

     а) открытие банком счета налогоплательщику  без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст.132 Налогового Кодекса РФ).

     б) нарушение срока исполнения платежных  документов о перечислении налога:

     нарушение срока (поручение должно быть исполнено  в течение одного операционного  дня следующего за днем получения такого поручения) исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Кодекс предусматривает ответственность лишь за факт нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Вместе с тем новеллой Налогового кодекса является установление самостоятельной ответственности за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа на взыскание налога.

     Неисполнение  банком в установленный срок (не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, если взыскание производится по рублевым счетам, и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов - п.6 ст.46 Налогового Кодекса РФ) инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств.

     в) Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового органа (ст.134 Налогового Кодекса РФ).

     Санкции за нарушение налогового законодательства устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов). То есть применяется только одна из возможных санкций предусмотренных ст.24 Кодекса об Административных Правонарушениях. «Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом... на момент окончания или пресечения правонарушения».

     Размер  штрафа зависит от конкретного вида налогового правонарушения, а по видам  правонарушений от размера ущерба, который понес бюджет в результате совершения лицом, на которое возлагается  ответственность, противоправного  деяния.

     Денежные  взыскания, предусмотренные кодексом, как правило, устанавливаются в фиксированном размере, например, пять тысяч рублей за нарушение установленного плательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст.116 Налогового Кодекса РФ).

     В ряде случаев Налоговый кодекс также предусматривает возможность взыскания штрафов в процентном отношении к полученным плательщиком доходам, сумма налога, подлежащим уплате в бюджет. Так, в случае нарушения налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или не представления сведений об открытии этого счета (п.2 ст.118 Налогового Кодекса РФ).

     При наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства, предусмотренного ст.112 Налогового Кодекса размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения (ст.114, п.3). Перечень обстоятельств смягчающих ответственность не является исчерпывающим.

     Зато  отягчающее обстоятельство предусмотрено только одно - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Согласно п.3 ст. 112 Налогового Кодекса таковым считается лицо, подвергнутое этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Санкция в этом случае увеличивается на 100% от предусмотренной соответствующей статьей главы 16 Налогового Кодекса. То есть повторность является квалифицирующим признаком для всех статей 16 главы Налогового Кодекса.

     При совершении одним лицом двух и  более налоговых правонарушений используется принцип сложения, то есть налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности  без поглощения менее строгой санкции более строгой.

     Уплата  штрафа, не освобождает налогоплательщика  от исполнения обязательств перед бюджетом в виде налога и пени в случае просрочки платежа. Очередность  платежей устанавливается Гражданским  Кодексом РФ.

     В Налоговом Кодексе РФ нашла отражение позиция Конституционного Суда РФ, рассматривавшего пени не в качестве финансовых санкций, а как выплаты, носящие компенсационный (восстановительный) характер . В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени относятся не к налоговым санкциям, а к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и взимается в безакцептном порядке. Размер пени установлен на уровне 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, но не более 0,1 процента в день за каждый день просрочки. Пункт 4 ст. 75 Налогового Кодекса РФ содержит важное положение: общая сумма пеней не может превышать неуплаченную сумму налога. Таким образом, выявление налогоплательщиком или налоговым органом при проверке достаточно давних нарушений больше не повлечет за собой уплату огромных сумм в виде пени, во много раз превышающих неуплаченный налог. Хотя с другой стороны при общем исковом сроке 3 года при ставке 0,1% больше 100% никак не наберется.

     Срок  давности взыскания налоговой санкции  установлен в 3 месяца со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. 

     3.2 Направления совершенствования  налогового регулирования в отношении  банковской сферы 
 

     Налоговое регулирование в отношении банковской сферы имеет специфику, обусловленную значительной степенью самостоятельности функционирования банковской системы, в центре которой стоит ЦБ РФ. Можно выделить следующие базовые положения формирования методологии налогообложения банков:

      - налоговые инструменты должны  иметь явно выраженный косвенный характер влияния при преимущественном значении прямых форм государственного и гражданско-правового регулирования деятельности банков со стороны уполномоченных органов, что обусловлено объективными общественно-экономическими причинами, нашедшими выражение в специфике роли банковской системы в экономике страны, основных направлений деятельности банков;

Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов