Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

В аналитической части курсовой работы разобраны отдельные аспекты западного опыта менеджмента. В частности, приведены основные системы управления фирмой. Разобран процесс осуществления основных управленческих функций западными фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и контроля. Приведены основные положения системы контроллинга, призванной рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии. Существенное значение в налаживании эффективной работы предприятия имеет рациональная организационная структура.

Содержание

Введение. 3

1. Анализ элементов западного опыта управления. 5

Модели управления. 5
Реализация отдельных функций управления. 10
Обоснование выбора анализируемых функций. 10
Контроллинг как эффективный инструмент
управления. 11

Анализ организационных структур. 16
Линейно-функциональная структура. 16
Программно-целевая или матричная структура. 20
Особенности управления фирмой в рамках
транснациональной корпорации. 25

2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента

в российских условиях. 29

2.1. Проблема выбора модели управления. 29

2.2. Внедрение системы контроллинга. 30

2.3. Рекомендации по выбору организационной структуры. 33

Заключение. 34

Литература. 36

Работа содержит 1 файл

Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой..docx

— 56.39 Кб (Скачать)

       Необходимо, чтобы в системе использовались принятые на предприятии определения  статей и видов мест возникновения  и носителей затрат, сфер производства и т.д., чтобы информация на экране компьютера была изложена “на языке  данного предприятия”.

       Качество  системы программного обеспечения  определяют не только по уровню обработки  и представления данных, но и по четкости и ясности справочников.

       Система должна чутко реагировать на изменения  требований к объему и качеству информации в связи с развитием предприятия. Необходимо предусмотреть возможности  совершенствования системы без  нарушения ее связей и комплексности.

         Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая широкое  распространение  в США, где не существует такой  отдельной штатной единицы, как  контроллер, а обязанности по руководству  системой контроллинга  возложены  на коммерческого директора предприятия, который и является главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер  и руководители других функциональных подразделений непосредственно  ему не подчиняются, хотя контроллер по рангу выше и имеет право  давать рекомендации и принимать  решения  по более широкому кругу  вопросов, чем каждый из них. Он несет  ответственность за успешное функционирование всей системы и обязан с помощью  системы внутрипроизводственной отчетности:

  • снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения предприятия
  • выявлять причины отклонений от плановых величин
  • предлагать соответствующие меры для их регулирования.5

         Целесообразно было бы также поручить либо главным бухгалтерам  либо заместителям директоров функции  контроллеров  в каждом из подразделений, поскольку объем работы, необходимой  для внедрения новой системы  управления затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой переработки  информации, составления  отчетов и своевременного  внесения предложений теряется основное достоинство системы  контроллинга - ее оперативность.

       2.3. Рекомендации по  выбору организационной  структуры.

       Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-функциональной организационной  структуры. На крупных предприятиях эффективно использовать дивизиональную структуру.

       Матричная структура используется в основном на крупных предприятиях, осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей природе. Например, она может  применяться в крупных строительных организациях, в производственных организациях, в которых нет узкой специализации  по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно использовать отдельные  элементы матричной структуры –  автономные группы. Например, фирма  может их применять при разработке нового продукта, сохраняя в целом  свою прежнюю структуру. На небольших  предприятиях использование матричной  организационной структуры затруднено из-за высоких накладных расходов.

       Организационная структура предприятия не является постоянной. Руководство фирмы должно периодически проводить анализ существующей структуры с целью выявления  целесообразности ее дальнейшего применения. На протяжении жизненного цикла фирмы  организационная структура может  несколько раз быть изменена. Общей закономерностью является переход от простых структур к более сложным.

       Рациональная  организационная структура является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая  структура позволяет избежать завышения  расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость  продукции и получить большую  прибыль. Другим аспектом использования  рациональной организационной структуры  является материальное и моральное  поощрение работников, осознание  работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе. 

Заключение.

       Проблема  использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области  менеджмента, в последние годы стала  особенно актуальной. В России традиционно  ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в  разумных соотношениях использовать обе  стратегии.

       Однако  не вызывает сомнения тот факт, что  западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания  результатов, накопленных зарубежными  специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной  школы управления.

       Безусловно, у России существует и собственный  опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные  знания в современных условиях.

       Транснациональные корпорации являются «двигателями»  мировой экономики в целом. Именно они определяют общие направления  мирового экономического развития. Поэтому  для того чтобы понять закономерности этого развития, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В современных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.

       Особенностью  современного производства стал переход  к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом  рынке. Все стадии производственного  процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче  отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.

       В данной курсовой работе рассмотрены  отдельные элементы управления фирмой, используемые на Западе. В рамках курсовой работы невозможно рассмотреть все  заслуживающие внимания вопросы, поэтому  автором были отобраны лишь некоторые, показавшиеся особенно важными.

       К сожалению, остался без внимания вопрос мотивации работников. На Западе широко распространено понятие миссии фирмы. Каждый работник осознает эту  миссию и соотносит свой личный вклад  в нее с деятельностью фирмы  в целом. Однако, тема мотивации достаточно широка и могла бы заслуживать  отдельной темы.

       В работе разобраны проблемы налаживания  на предприятии управленческих функций  планирования и контроля. Тема рассмотрена  с практической точки зрения применения в российских условиях.

 

Литература.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1994.
  2. Владимирова И.Г. Организационные формы международного бизнеса: российская практика. / « Менеджмент в России и за рубежом» №1, 1998.
  3. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике. / «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 1998.
  4. Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994.
  5. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. Издательство ОЛБИС, 1997.
  6. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Сост. Авдокушин Е.Ф. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996.
  7. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие/Пер. с нем.; Под ред. У. Рора и С. Долгова.- М.: Изд-во Бек,1995.
  8. Р.Манн, Э.Майер. Контроллинг для начинающих. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  9. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990.

Информация о работе Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой