Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа
В аналитической части курсовой работы разобраны отдельные аспекты западного опыта менеджмента. В частности, приведены основные системы управления фирмой. Разобран процесс осуществления основных управленческих функций западными фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и контроля. Приведены основные положения системы контроллинга, призванной рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии. Существенное значение в налаживании эффективной работы предприятия имеет рациональная организационная структура.
Введение. 3
1. Анализ элементов западного опыта управления. 5
Модели управления. 5
Реализация отдельных функций управления. 10
Обоснование выбора анализируемых функций. 10
Контроллинг как эффективный инструмент
управления. 11
Анализ организационных структур. 16
Линейно-функциональная структура. 16
Программно-целевая или матричная структура. 20
Особенности управления фирмой в рамках
транснациональной корпорации. 25
2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента
в российских условиях. 29
2.1. Проблема выбора модели управления. 29
2.2. Внедрение системы контроллинга. 30
2.3. Рекомендации по выбору организационной структуры. 33
Заключение. 34
Литература. 36
Возможности
использования в
российских условиях
зарубежного опыта
управления предприятием,
организацией, фирмой.
Содержание.
Введение. 3
1. Анализ
элементов западного опыта
управления. 11
транснациональной корпорации. 25
2. Рекомендации
по применению элементов
в российских условиях. 29
2.1.
Проблема выбора модели
2.2.
Внедрение системы
2.3.
Рекомендации по выбору
Заключение. 34
Литература. 36
Введение.
Теория
и практика менеджмента получили
широкое применение в развитых странах.
В США доля менеджеров различных
уровней в общей численности
занятых составляет около 30%, а в
некоторых фирмах она достигает
70-80%. Такой высокий процент
Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До
недавнего времени в
Понятие
«менеджер» в настоящее время
стало вполне привычным и даже
более употребительным
Расширение
контактов с капиталистическими
фирмами, заметное увеличение числа
переводных изданий видных специалистов
в области управления западных стран
позволяют более конкретно
В
мировой практике управления наблюдается
сосуществование различных
Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и управления, права, психологии, социологии. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран.
При написании данной курсовой работы были использованы учебники по менеджменту, изданные в 1994 – 1997 годах. Ситуация в стране за последние годы несколько изменилась в ту сторону, что понятие «менеджмент» стало более привычным и некоторые «нововведения» уже не являются столь новыми. Однако, существенных изменений, исключающих применение данных пособий при написании работы, не произошло.
В
процессе написания работы были использованы
также специальные
В аналитической части курсовой работы разобраны отдельные аспекты западного опыта менеджмента. В частности, приведены основные системы управления фирмой. Разобран процесс осуществления основных управленческих функций западными фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и контроля. Приведены основные положения системы контроллинга, призванной рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии. Существенное значение в налаживании эффективной работы предприятия имеет рациональная организационная структура. Наиболее распространенные организационные структуры, применяемые западными корпорациями, также приведены в аналитической части курсовой работы.
Рекомендательная
часть курсовой работы посвящена
собственно возможностям применения западного
опыта в российской практике. Даны
рекомендации по каждому из пунктов,
разобранных в аналитической
части.
1.1. Модели управления.
Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.
Суть
американской модели менеджмента заключается
в изначальном убеждении, что
успех фирмы зависит, прежде всего,
от факторов, лежащих в его границах
(рациональной организации производства
продукции, снижения издержек за счет
выявления
Суть
японской модели менеджмента и организации
деятельности сводится к тому, что
идеальная организация не должна
иметь ни официальной организационной
структуры, ни какой-либо формальной структуры
вообще. Японский тип организации
управления, являющийся результатом
специфической культуры и экономической
системы, оценивается специалистами
как обеспечивающий наибольшую гармоничность
и мобильность организации, необходимую
в современном динамичном мире. Особенности
японской системы проявляются в
управлении персоналом, производством,
сбытом, финансами. Система пожизненного
найма и продвижения в
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.
Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:
Признаки,
характеризующие различные
Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия внешней среды.
Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.д.
Таблица.
Характеристика основных типов организаций.
Американская модель | Японская модель | Индивидуалистическая (информационная) модель |
1.
Найм работников на |
1. Пожизненный найм работников | 1. Долгосрочный найм |
2.
Индивидуальное принятие |
2. Коллективное принятие решений | 2. Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность | 3. Коллективная ответственность | 3. Индивидуальная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение | 4. Медленное развитие и продвижение | 4. Медленное развитие и продвижение |
5. Механизмы явного, точного контроля | 5. Механизмы косвенного контроля | 5. Косвенный,
неформальный контроль с |
6.
Создание условий для |
6. Создание условий
для неспециализированной |
6. Умеренно специализированная карьера работников |
7.
Избирательное ( |
7. Холистический
(целостный) подход к |
7. Холистический подход, включая семью |