Управление налогами в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить проблемы управления налогами на всех уровнях с точки зрения их планирования и прогнозирования. При написании контрольной работы использовались общенаучные методы исследований: изучение литературы и других источников, ознакомление с практическим опытом, формулировка выводов и обобщений.

Содержание

Введение 3
1 Управление налогами на макроуровне 4
2 Управление налогами на уровне региона 9
3 Управление налогами на уровне организации (на примере МП «Продукты») 15
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

прогнозир и планиров.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

      В результате проведенной работы сформировались положительные тенденции по целому ряду направлений:

  • администрация перешла к разработке проектов бюджета на основе среднесрочного бюджетного планирования;
  • четко регламентирован бюджетный процесс, бюджеты принимаются в законодательно установленные сроки, что повысило определенность договорных отношений в регионе;
  • внедрена новая форма бюджета, максимально детализировавшая все расходы;
  • создано городское казначейство, сконцентрировавшее бюджетные и финансовые потоки, обеспечивается надлежащий контроль;
  • проведена реструктуризация долга города, позволившая сократить расходы по его обслуживанию;
  • осуществлены мероприятия, направленные на увеличение поступления доходов и на сокращение бюджетных расходов.

      Важным компонентом процесса перспективного налогового и бюджетного планирования является умение прогнозировать доходы на долгосрочный период в соответствии с многолетним финансовым планом-прогнозом. Многолетний прогноз доходов дает исходную информацию, по которой можно судить о возможностях осуществления планов расходов при данных среднесрочных задачах государственной финансовой политики. Долгосрочные прогнозы доходов могут служить также для диагностики бюджетного дефицита в будущем, что позволяет своевременно вносить коррективы в стратегию налогообложения.

      Для краткосрочного прогнозирования доходов применяются эконометрические модели, в частности модели временных рядов (однофакторные) и много факторные модели, включающие одно или несколько оцениваемых одновременно уравнений. Использование в Комитете финансов Администрации города таких моделей, обладающих хорошо изученными статистическими свойствами, обеспечивает работников Управления составления бюджета Комитета надежным источником краткосрочных (до года) прогнозов по доходам. Среднесрочные прогнозы доходов строятся и в рамках среднесрочной макроэкономической модели, такие прогнозы оказываются обычно менее точными, чем краткосрочные.

      Основное требование к моделям прогнозирования доходов (налоговых) в г. Анжеро-Судженске заключается в том, что они должны давать достаточно точные, состоятельные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Краткосрочными прогнозами обычно называют такие, которые «заглядывают» не больше чем на год вперед. Поэтому используемые в них модели должны обладать повышенной способностью «улавливать» информацию, содержащуюся во временных рядах, тогда как структурным параметрам, определяющим процесс генерирования доходов, при краткосрочном прогнозировании уделяется, как правило, меньше внимания.

      Подходы к построению краткосрочных прогнозов доходов условно можно подразделить на четыре большие группы:

  1. экспертный анализ — прогнозирование величины доходных поступлений, проведенное специалистами, хорошо знакомыми с данным конкретным источником доходов;
  2. детерминистические прогнозы — прогнозирование суммы доходных поступлений на основании процентного изменения в некоторой социальной, экономической или иной переменной, от которой, как считается, непосредственно зависит поток доходов;
  3. прогнозы временных рядов на основании их собственной динамики;
  4. эконометрическое прогнозирование доходов на основании статистически оцененных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве предикторов (прогнозных факторов).

      Подходы, некоторые в настоящее время полагается Комитет финансов Администрации города Анжеро-Судженска, — это главным образом статистические методы (анализ временных рядов и эконометрический анализ).

      Для увеличения поступлений доходов на долгосрочную перспективу для г. Анжеро-Судженска наиболее предпочтительным был путь улучшения состояния экономики города через обоснованную налоговую политику. Поэтому одним из стратегических шагов Администрации по привлечению дополнительных доходов было формирование адекватного пакета налоговых законов. В процессе анализа, проведенного на заседании «круглого стола» на тему «Налоговая система глазами налогоплательщиков», специалистами и предпринимателями были отмечены следующие недостатки существовавшей налоговой системы:

  • общий уровень всей массы уплачиваемых налогов чрезмерно высок;
  • число налогов излишне велико;
  • далеко не все плательщики налогов были равны в своих налоговых обязательствах перед государством;
  • законодательство о налогах содержало большое количество «белых пятен» и недоработок;
  • механизм исчисления и уплаты налогов крайне сложен; нередко по этой причине происходят нарушения налогового законодательства;
  • информированность налогоплательщиков о действующих нормативных документах находилась на низком уровне.

      Чаще всего отмечалось, что налоговая система угнетает предприятия не только высокой степенью изъятия финансовых ресурсов, но и тем, что подрывает стимулы к повышению эффективности производства, к снижению издержек и росту прибыли.

      Администрация г. Анжеро-Судженска хорошо понимала, что существовавший налоговый режим являлся тормозом для экономического подъема, что, разделяя основные принципы налоговой политики Правительства РФ, Кузбасс, в т.ч. г. Анжеро-Судженск как субъект Федерации может и должен обосновывать и проводить собственную налоговую политику. Остановимся на некоторых инструментах региональной налоговой политики. Какими рычагами обладают городские власти в области налогообложения? Возможности государственных органов власти субъектов Федерации, и в частности г. Анжеро-Судженск, в проведении самостоятельной налоговой политики существенно ограничены действующим законодательством.

      В существовавшей в середине 1990-х гг. налоговой системе Кузбасса монопольное место занимал налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость (в, 1993 г. платежи по этим налогам составили 77% от всех собранных по региону налогов). Происходившие в 1996-1998 гг. изменения в структуре доходов бюджета Кузбасса безусловно улучшили хозяйственный климат. Диверсификация доходной базы бюджета города происходила как путем улучшения структуры доходов, так и путем диверсификации налогоплательщиков.

      В результате реформирования и реализации новых принципов налогово-бюджетной политики Кузбасса удалось обеспечить:

  • увеличение поступления реальных доходов бюджета;
  • возрастание роли рентных платежей в бюджет при одновременном снижении ставки налога на прибыль предприятий;
  • уменьшение зависимости бюджета от федеральных налогов;
  • консолидацию в бюджете региона доходов, которые прежде поступали на счета различных органов управления;
  • сокращение льгот при налогообложении и сдаче в аренду собственности региона.

       Кризис 2008 г. серьезно отразился на финансово-экономическом положении российских регионов. Однако его последствия в каждом конкретном случае существенно различались, и в некотором смысле кризис стал как бы пробой на устойчивость финансовой системы каждого региона. Среди тех, кто сумел минимизировать потери от кризиса, был и Кузбасс — один из немногих российских регионов, который и после кризиса продолжает полностью и своевременно погашать все свои долговые обязательства. При этом своевременно выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы, пособия родителям на детей, исполняется Федеральный закон «О ветеранах». Более того, Кузбасс первым среди российских регионов с 1 января 2005 г. повысил оплату труда в бюджетной сфере в 1,5 раза в целях компенсации потерь горожан после кризиса 2008 г. Результатом улучшения состояния регионов финансов в последние годы стала возможность перераспределения финансовых потоков в сторону социальной сферы. 

      Изменения налогового законодательства в Кузбассе привели к упрощению налоговой системы региона и определенным сдвигам в структуре поступлений налогов. Значительную роль в сокращении количества налогов и сборов в свое время сыграл Закон Кемеровской области «О налоге с продаж» от 07.12.98 г. № 248-57, который отменил семь налогов и сборов — сбор за право торговли, сбор за парковку автотранспорта, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и пивом, лицензионный сбор за право проведения местных лотереи и др.

      Таким образом, я думаю, что описываемая система налогового планирования в Кузбассе максимально защищает как интересы налогоплательщиков, так и интересы налогопринимающих организации. Мне понятно, что основная цель стратегии развития системы налогообложения в Кузбассе заключается в создании условий для роста налогооблагаемой базы, а не в увеличении бремени налогов.    

     3 Управление налогами на уровне организации (на примере МП «Продукты»)

      Управление налогами в организации представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий по исполнению налоговых обязательств при учете необходимости оптимизации налогообложения с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

      Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

      Для текущего исполнения налоговых обязательств в организации важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация вполне надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;

      • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.

      Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

      Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБОЮЛ позволяет более легко использовать упрощенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.

      В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;

Информация о работе Управление налогами в современном мире