Управление налогами в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить проблемы управления налогами на всех уровнях с точки зрения их планирования и прогнозирования. При написании контрольной работы использовались общенаучные методы исследований: изучение литературы и других источников, ознакомление с практическим опытом, формулировка выводов и обобщений.

Содержание

Введение 3
1 Управление налогами на макроуровне 4
2 Управление налогами на уровне региона 9
3 Управление налогами на уровне организации (на примере МП «Продукты») 15
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

прогнозир и планиров.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра налогообложения, предпринимательства  и права 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Прогнозирование и планирование в налогообложении»

Тема: «Управление налогами в современном мире» 
 
 
 
 

                                                              Выполнила Галимова ИН

                                                                Студентка гр. 6НН-1 ОЗО

                                                                6 лет обучения

                                                           Проверил: Медведев А.В 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово, 2011г. 
 
 

Содержание 
 
 

 

Введение

      Прогнозирование и планирование в налогообложении или управление налогами всех уровнях (макроуровень, уровень региона, города или предприятия) представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий по исполнению налоговых обязательств при учете необходимости оптимизации налогообложения с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Дело в том, что возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

      Цель контрольной работы:

изучить проблемы управления налогами на всех уровнях с точки зрения их планирования и прогнозирования.

      При написании контрольной работы использовались общенаучные методы исследований: изучение литературы и других источников, ознакомление с практическим опытом, формулировка выводов и обобщений.

 

      1 Управление налогами на макроуровне 

      Необходимо сформировать четкое представление о том, какие действия и в какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства — фискальной, экономической и социальной, При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование; планирование с обязательным законодательным утверждением планов; исполнение и контроль за их выполнением.

      Этап прогнозирования налогового процесса, который является одной из важнейших его составляющих, обеспечивающей научную объективность, достоверность и, в конечном счете, выполнимость, включает в себя более детализированные задачи. Одна из них — прогнозирование основных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личные доходы населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, численность населения и др.

      Совокупность прогнозных значений макро- и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса, определяет достижимый в течение налогового периода объем налоговых поступлений. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:

  • валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;
  • валовой национальный продукт (В Н П) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;
  • чистый национальный продукт (ЧНП) дополняет два предыдущих экономических макропоказателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения, и, таким образом, позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений — косвенных налогов;
  • национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя, в отличие от ЧНП, величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений — прямые налоги;
  • личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, являются показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;
  • средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП, так как ее величина формирует (как один из факторов) совокупный (инвестиционный и, косвенным образом, потребительский) спрос на произведенный общественный продукт;
  • платежный баланс, который в данном случае трактуется как соотношение (более или менее подробно структурированное) между поступлениями и расходами, возникающими в ходе взаимодействия с иностранным сектором экономики, позволяет выделить из потенциального объема налоговых поступлений ту составляющую косвенных налогов, которая определяется таможенными пошлинами, а точнее, налогами и сборами, имеющими в своей основе различные формы международного движения капитала и валютных ценностей;
  • кассовые остатки, представляющие собой фактические (не обязательно целевые) накопления юридических и сбережения физических лиц, позволяют создать обоснованное представление о потенциале налоговых поступлений как за счет инвестиционного, так и за счет потребительского совокупного спроса;
  • численность населения обосновывает прогнозирование определенных налоговых поступлений — объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц; отчислений во внебюджетные фонды и др.

      Завершающей задачей прогнозирования результативности налогового процесса является определение в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников. При ее решении необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, высокий удельный вес предстоящих налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов является оправданным в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде динамики приведенных показателей. В противном случае значительный объем прогнозируемых налоговых изъятий значительно усилит эффект, описываемый кривой А. Лаффера, и приведет к резкому снижению налоговых поступлений.

      Во-вторых, смещение приоритетов в структуре государственных доходов в сторону налоговых поступлений может объективно привести к усилению действия налогового мультипликатора и, как следствие, через сокращение эффективного спроса — к снижению объемов ВНП. При этом следует учитывать, что макроэкономические последствия такого решения в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут являться причиной ухудшения стратегической перспективы. Не менее важное обстоятельство, влияющее на рост объема государственных доходов, состоит в том, что усиление роли налоговой составляющей в их общем объеме предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что вызвано особым влиянием налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

      Основой решения группы задач повышения качества налогового планирования является обоснование прогноза общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчете конкретных видов налогов, сборов и других обязательных платежей. Следовательно, процесс планирования объема и структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального соотношения исходя из конкретных (приоритетных) задач бюджетного периода — текущего и на среднесрочную перспективу

      Задачи планирования носят концептуальный, качественный характер, и именно их решение во многом детерминирует уровень конкретных, количественных расчетов. Так, например, определение состава и объема налогооблагаемой базы, которая трактуется Налоговым кодексом как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, в практике налогового процесса может быть разделена на:

  • разработку ясной и четко структурированной методики исчисления налогооблагаемой базы с обязательным формированием требований к ее информационному обеспечению;
  • оценку и анализ потенциального объема налогооблагаемой базы в соответствии с регламентированной методикой ее исчисления, а также на базе прогнозных показателей экономического развития.

      Установленные требования к составу и объему налогооблагаемой базы и размеры налоговых ставок в сочетании с данными прогноза макро- и социально-экономических показателей развития позволяют сформировать план налоговых поступлений — документ, определяющий общие объемы каждого вида государственных доходов и дифференцирующий их по отдельным налогам и срокам поступлений. План налоговых поступлений должен содержать помимо финансово-расчетного и организационный раздел. В последнем предусматриваются мероприятия по исполнению и контролю, которые должны обеспечить поступление в бюджет и внебюджетные фонды запланированных доходов. При решении этих задач необходимо учитывать возможность и целесообразность оперативной корректировки плана налоговых поступлений с учетом объективно складывающейся ситуации. Однако действия такого рода как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения налоговых показателей должны являться предметом тщательного анализа и обоснования.

      Результативность {эффективность) налогового процесса может быть обоснована следующими показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств от налоговой системы; уровнем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к валовому внутреннему продукту (ВВП), отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП. Анализ результативности организации налогового процесса в регионе, возможная корректировка концепции налоговой политики, механизма налогового и бюджетного регулирования должны базироваться на сравнении данных за достаточно длительный период, когда тенденции развития и их причины становятся очевидными.

      Таким образом, научная обоснованность, рациональность организации налогового процесса и планирования требуют соблюдения последовательности получения и анализа ретроспективной экономической, финансовой, инновационной, структурно-организационной информации о результативности функционирования системы налогообложения и налогового планирования в регионе, что позволяет делать выводы о перспективах финансового обеспечения субъектов РФ, их реальной бюджетной самостоятельности.

      В результате осмысления всего изложенного, я думаю, что от того, как четко будет работать механизм планирования налоговых платежей и сборов, зависит правильность определения комплекса мер, методов и процедур планирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию главной цели – правильно рассчитать размер поступлений в бюджет налогов и сборов на соответствующей территории, а значит, зависит стабильность финансовой ситуации на данной территории. 

      2 Управление налогами на уровне региона 

      Формирование экономической стратегии развития, концептуальных основ бюджетной и налоговой политики, их практическая реализация — сложнейшие и актуальнейшие проблемы для каждого субъекта Российской Федерации.

      Постановление Администрации Кемеровской области № 15 от 15.11.96г. «Об инвестиционной и финансовой стратегии и политике заимствований Кемеровской области определило основные направления работы Администрации, ориентированной на обеспечение устойчивого финансового положения региона. Во исполнение данного Постановления была сформирована четкая организационная структура, разработаны предложения по улучшению финансового состояния города и его кредитоспособности. Она включала в себя рабочую группу под руководством губернатора Кузбасса — стратегический уровень; оперативную группу под руководством первого зама губернатора Кузбасса — председателя Комитета финансов — практическое руководство работой по проекту; 11 подгрупп, ответственных за разработку решений по отдельным аспектам проблемы.

      Рабочими подгруппами рассматривались и анализировались следующие вопросы:

  • среднесрочное бюджетное планирование и финансовый план-прогноз;
  • совершенствование бюджетного процесса;
  • реформирование инвестиционной программы региона;
  • совершенствование системы управления долгом региона;
  • повышение доходов бюджета региона;
  • реорганизация коммунальных служб;
  • реформирование жилищного хозяйства;
  • реорганизация социальной сферы региона;
  • переход от предоставления бюджетных субсидий производителям услуг к прямым дотациям потребителям;
  • реорганизация городского общественного транспорта;
  • информационная поддержка планируемых реформ.

Информация о работе Управление налогами в современном мире