Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа
Тема «Учётная политика организации: налоговый аспект» является актуальной на современном уровне, имеет научно–практическую значимость, так как известно, что бухгалтерский учет перекликается с налоговым, более того, он является его неотъемлемой частью с момента введения гл.25 НК РФ, когда у организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, которая должна устанавливать порядок ведения налогового учета. Также данная тема актуальна, потому что термин учетная политика введен в обращение сравнительно недавно, да и сама учетная политика далеко не совершенна и мало соответствует международным стандартам.
Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Понятие, формирование и разработка учётной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения................................................................6
1.1 Понятие, формирование, содержание и основы разработки учётной политики........................................................................................................................6
1.2 Формирование и изменение учетной политики................................................13
1.3 Раскрытие учетной политики, ее элементы и управленческий учет..............................................................................................................................30
1.4 Общие положения учётной политики для целей налогообложения.......................................................................................................32
Глава 2 Раскрытие учетной политики ОАО «ГАЕЧКА» .....................................................................................................................................38
2.1 Учет основных средств, Учет нематериальных активов, Учет материально-производственных запасов…………………………………………………………41
2.2 Доходы и расходы будущих периодов, учёт формирования финансового результата....................................................................................................................53
2.3 Учет налога на прибыль......................................................................................55
Глава 3 Совершенствование учетной политики......................................................57
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.........................................................
В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации.
При этом следует иметь в виду, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.
Было бы еще лучше, если бы в подготовке и проработке учетной политики участвовали практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности.
А принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент.
В любой другой организации также существуют, какие либо несовершенства в принятой ими учетной политике – это вызвано в большей степени изменениями, происходящими в области бухгалтерского учета и налогов, которые прямым образом влияют на финансовую политику конкретного предприятия, и, в частности, на его учетную и налоговую политику.
Именно 25 глава «Налог на прибыль» выделяет отдельно от бухгалтерского учета налоговый учет, целью которого является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. Основным отличием налогового учета является то, что система его ведения на предприятии организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс закрепляет только основные моменты, касающиеся ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждение данных налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Первое упоминание об учетной политике для целей налогообложения связано с главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно со статьей 167 НК РФ.
Исходя из множества определений можно сделать вывод, что под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. При этом вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методические и организационно-технические способы ведения налогового учета.
Следует отметить, что не совсем понятно, что понимается под принципами отражения видов деятельности для целей налогообложения. Судя по всему, формулировки этих принципов должны быть более четкими.
Приведем некоторые рекомендации по оформлению, дополнению и изменению учетной политики организаций для целей налогообложения.
При формировании учетной политики для целей налогообложения по конкретному вопросу ведения налогового учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. При этом не нужно включать в учетную политику для целей налогообложения нормы, единые для всех налогоплательщиков. В учетной политике должны содержаться только те способы налогового учета, по которым необходимо сделать выбор либо которые необходимо сформировать самостоятельно.
Кроме того, желательно в учетной политике для целей налогообложения приводить нормативное обоснование, то есть указывать норму налогового законодательства, на основании которой принято то или иное положение.
По способам формирования налоговой базы, не предусмотренным налоговым законодательством, и способам формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства, утвержденные приказом по учетной политике нормы в обязательном порядке должны сопровождаться аргументированным обоснованием, которое может приводиться в специальных приложениях.
Рекомендуется отражать в учетной политике для целей налогообложения способы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операциям организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего налогового периода. Не стоит включать в налоговую учетную политику способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которым возникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике для целей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике.
Содержание и направление учетной политики предприятия должно способствовать такой организации бухгалтерского и налогового учетов, при которой они оптимально воздействуют на финансовые результаты деятельности предприятия, повышают его ликвидность, и как следствие привлекательность для инвесторов. Позволяют избегать различного рода разногласий с Инспекцией Министерства по Налогам и Сборам при проверках, оградив себя от финансовых и других санкций.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия имеют благодаря учетной политике. Понятие «учетная политика» впервые появилось в истории российского бухгалтерского учета в связи с отказом нашей страны от прежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночной экономике. Благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.
В ходе работы был рассмотрен ряд учетных документов, но далеко не все хозяйствующие субъекты вынуждены в своей повседневной деятельности руководствоваться всеми перечисленными документами. Это обусловлено разными отраслями, сферами деятельности, масштабами производства и даже степенью публичности организации.
Учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом.
Принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент.
Участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности.
Работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации.
Учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил.
В работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире. По данному вопросу в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» сказано: «Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету». Такое расширение «области» учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить «обратную» связь теории и практики.
Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи, с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ «Учетная политика организаций» не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете» введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.
Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».
Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.
Итак, из всего выше сказанного видно, что совершенная налоговая политика на каждом предприятии не будет создана до тех пор, пока в стране не будет безупречного законодательства.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
2. ФЗ РФ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. №129–ФЗ.
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (в ред. Приказа Минфина России от 30.12.1999 N 107н).
4. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.1998 г. № 34н.
5. «Учётная политика организации». Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/98. Утверждено приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. №1673.
6. Алборов Р.А. «Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации». М.: 1995г.
7. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. «Учетная политика предприятия». / М.: «Бухгалтерский учет» 1994г.
8. Богатырева Е.И. «Формирование учетной политики организации» («Бухгалтерский учет», N 23, декабрь 2004 г.)
9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. «Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета». – «Налоги и финансовое право», 2004 г.
10. Илюшечкин А.В. «Учетная политика: настало время изменений». («Учет, налоги, право», N 48, декабрь 2004 г.)
11. Когаль Л.С. «Учетная политика на 2007г». / М.: «Бухгалтерский учет» 2006г.
12. Самойлов И.В. «Учебник. Учётная политика» 2005г.
13. Смирнова С.А «Учётная и налоговая политика организации» / М.: Издательство «Бухгалтерский учёт» 2005г.
14.Эрзин Д.Г. «Учетная политика в целях налогообложения на 2004 год» («Российский налоговый курьер», N 1-2, январь 2004 г.)
15.Периодическое издание «Бухгалтерский учет и налоги» № 1-5 2007г.
16. Периодическое издание «Бухгалтерский учет и налоги» № 1-5 2007г.
17. Периодическое издание «Налоговый вестник» № 12 2006г ,1-5 2007г.
18.С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» // Финансы 2005, №2.
19.Засухин А. Т. Доходы и налоги. – М.: Экономика, 2007г. – 246 с.
20.Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2005г. – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1]См. подробнее: «Учётная политика организации». Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/98. Утверждено приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. №1673.
[2] См. подробнее: ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.02 N 126н
[3] См. подробнее: ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированное в Минюсте России 31.12.02
[4] См. подробнее: НКРФ часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
[5] См. подробнее: НКРФ часть вторая гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
[6] См. подробнее: НКРФ часть вторая гл. 25 «Налог на прибыль организаций» от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
[7] См. подробнее ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НКРФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
Информация о работе Учётная политика организации: налоговый аспект