Учётная политика организации: налоговый аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Тема «Учётная политика организации: налоговый аспект» является актуальной на современном уровне, имеет научно–практическую значимость, так как известно, что бухгалтерский учет перекликается с налоговым, более того, он является его неотъемлемой частью с момента введения гл.25 НК РФ, когда у организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, которая должна устанавливать порядок ведения налогового учета. Также данная тема актуальна, потому что термин учетная политика введен в обращение сравнительно недавно, да и сама учетная политика далеко не совершенна и мало соответствует международным стандартам.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Понятие, формирование и разработка учётной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения................................................................6
1.1 Понятие, формирование, содержание и основы разработки учётной политики........................................................................................................................6
1.2 Формирование и изменение учетной политики................................................13
1.3 Раскрытие учетной политики, ее элементы и управленческий учет..............................................................................................................................30
1.4 Общие положения учётной политики для целей налогообложения.......................................................................................................32
Глава 2 Раскрытие учетной политики ОАО «ГАЕЧКА» .....................................................................................................................................38
2.1 Учет основных средств, Учет нематериальных активов, Учет материально-производственных запасов…………………………………………………………41
2.2 Доходы и расходы будущих периодов, учёт формирования финансового результата....................................................................................................................53
2.3 Учет налога на прибыль......................................................................................55
Глава 3 Совершенствование учетной политики......................................................57
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.........................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов. Несмотря на кажущуюся очевидность того, какие документы следует относить к денежным, на практике могут возникнуть вопросы, например: является ли таким документом авансовый отчет, представляемый подотчетным лицом в случае, если перерасхода по авансу нет; к какому виду операций следует отнести движение ценностей, числящихся на субсчете 132 «Денежные документы», и т.д.

Кроме того, ст. 7 ПСБУ установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

При необходимости передоверить право подписи уполномоченному лицу данное лицо также должно быть указано в учетной политике. При этом не обязательно указывать конкретную фамилию должностного лица, являющегося уполномоченным, достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных с внесением изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения работников. Что же касается ответственности уполномоченных лиц, то она определяется не учетной политикой, а законодательными актами.

Так как ст. 9 ПСБУ определено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании.

в) График документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота – направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации, бухгалтерию либо централизованную бухгалтерию. График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и является приложением к учетной политике организации.

Этим вопросам в учетной политике необходимо уделить особое внимание, т.к. в соответствии со ст. 151-3 Кодекса  России об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. № 4048-X с последующими изменениями и дополнениями нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие, нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.

г) Сроки и порядок проведения инвентаризации.

Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов  России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

д) Учетная политика организации по видам имущества, операциям и обязательствам.

В учетной политике должны быть закреплены:

1) установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов  России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев – остается неизменным.

Учет основных средств должен быть организован:

а) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов  России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;

б) Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов  России от 20 декабря 2001 г. № 125.

Объекты основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями Правительства  России о переоценке основных средств.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Таким образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие элементы:

а) сроки проведения переоценки;

б) порядок проведения переоценки – индексным методом или методом прямой оценки;

в) порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете;

2) учет нематериальных активов, который ведется в соответствии со следующими документами:

Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства финансов  России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;

Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов  России от 20 декабря 2001 г. № 126.

К элементам учетной политики нематериальных активов относятся:

а) принятые способы и методы оценки и учета приобретения, создания и выбытия нематериальных активов;

б) принятые способы начисления амортизации нематериальных активов с указанием, к каким группам и видам нематериальных активов применяются выбранные способы начисления амортизации, используемые для учета нематериальных активов счета бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

в) применяемые для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых.

3) порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).

МБП считаются предметы, служащие менее 1 года независимо от стоимости. К ним относятся предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, средства защиты от вредных воздействий производственной среды, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, – стоимостью единицы в пределах 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – в пределах 10 базовых величин) или в ином размере, определяемом руководителем организации, но в пределах лимитов, установленных Министерством финансов  России.

МБП стоимостью до 1 базовой величины (включительно) за единицу списываются по мере отпуска в эксплуатацию. Учет этих предметов ведется материально ответственным лицом. Амортизация по малоценным и быстроизнашивающимся предметам организациями, финансируемыми из бюджета, не начисляется;

4) способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ, нелинейный способ и т.д.) в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики  России, Министерства финансов  России, Министерства статистики и анализа  России, Министерства строительства и архитектуры  России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими изменениями и дополнениями.

5) методы оценки активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст. 11 Закона:

а) оценка имущества и обязательств производится организацией для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;

б) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.

Материальные запасы (за исключением медикаментов и продуктов питания) учитываются по фактической стоимости, включая затраты на их приобретение, хранение, транспортировку, стоимость услуг и другие аналогичные расходы. Расходы по заготовке и доставке материалов могут учитывать непосредственно стоимость материалов.

Бюджетным организациям разрешается осуществлять списание материалов и продуктов питания только по ценам их приобретения или средним ценам, если данные материальные ценности ранее уже приобретались. Поэтому в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно утвердить метод оценки списания материалов и продуктов питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов  России от 11 декабря 2003 г. № 59 «О порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».

Стадия принятия решения.

Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные варианты. Несмотря на то что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

Например, при выборе способа оценки активов при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения разных способов. На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой оценки.

Такое экономическое «обоснование» должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не входит в компетенцию бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Кто должен руководить работой по формированию учетной политики на стадии принятия решений? Конечно, это может быть главный бухгалтер. Но лучше, если эту миссию примет на себя непосредственно руководитель организации. Это позволит сделать выбор более объективным и оптимальным, что немаловажно в случае возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный бухгалтер.

Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по указанной схеме.

Информация о работе Учётная политика организации: налоговый аспект