Организация
корпоративного налогового менеджмента
в широком смысле – это совокупность
координационных действий и решений
органов управления предприятием
в области налогового планирования,
налоговой оптимизации, налогового
саморегулирования и самоконтроля;
в узком смысле – это организация
создания условий для оптимизации
налоговых потоков в рамках
корпоративного налогового бюджетирования.
Эффективность
управления во многом зависит
от того, насколько правомерно
распределены полномочия и ответственность
за принятие и реализацию решений между
отдельными элементами системы управления
налоговыми потоками. На сегодняшний день
организационное реформирование системы
налогообложения в России – современная
насущная задача, решение которой представляется
одной из важных в проблематике налогового
менеджмента на государственном и корпоративном
уровнях. При этом в основе реформирования
лежат стратегические задачи налоговой
политики России.
4.2. Налоговое планирование
Налоговое
планирование – это важный
функциональный элемент налогового
менеджмента. С помощью планирования
устанавливаются основные направления
усилий и принятия решений,
которые обеспечивают достижение
целей. В ходе реализации этой
функции управления намечается
не только результат, который
должен быть достигнут в процессе управления
налоговыми потоками, но и должен быть
определен эффективный способ достижения
намеченного результата. Конкретные способы
формирует управляющая система, опираясь
на свои представления о том, как будет
функционировать управляемый объект в
планируемом периоде (здесь важны прогнозные
данные). Именно поэтому при управлении
любыми социально-экономическими процессами
планирование всегда сопровождается прогнозированием,
основой которого является обобщение
и анализ имеющейся информации с последующим
моделированием возможных результатов
развития ситуаций.
Поскольку
основой налогового менеджмента
выступает финансовая наука, то
налоговое планирование и прогнозирование
в определенной степени является
и частью финансового планирования
(прогнозирования). Задачи налогового
планирования и прогнозирования
неоднозначны. Они различаются в
зависимости от того, относительно
какого объекта управления они
ставятся: применительно к налоговым потокам
страны (ее территорий) или налоговым потокам
отдельного предприятия.
Налоговое
планирование – это основанный
на прогнозных параметрах процесс
определения наиболее эффективных
направлений движения и оптимизации
объема, состава и структуры входящих
и исходящих налоговых потоков
на предстоящий год и (или)
перспективу государством и хозяйствующим
субъектом.
Цели и
задачи налогового планирования
на макро– и микроуровне различны.
Государство стремится запланировать
как можно больше налоговых доходов для
бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие
– наметить уже в процессе планирования
пути и методы снижения налоговых обязательств.
Целью
государственного налогового планирования
является оптимальное по объему,
составу и структуре финансовое
обеспечение расходных полномочий
органов власти всех уровней
в рамках реализации концепции
государственной экономической,
финансовой, социальной и налоговой
политики. Целью корпоративного
налогового планирования является
оптимизация налоговых потоков
предприятием в рамках реализации
его экономической, финансовой
и налоговой политики.
Ключевую
роль в налоговом планировании
играет аналитическая стадия
сбора и обработки информации,
которая поступает как от налогоплательщиков,
так и со стороны государства,
для выработки управленческих
решений. В целом, налоговое
планирование – это процесс
аналитический и одновременно
поисковый, творческий, требующий
индивидуального подхода. На базе
проведенного анализа составляются
различные варианты деятельности
субъекта общего налогового менеджмента.
Главная задача на данном этапе
заключается в сравнении выработанных
различных вариантов (планов) на
предмет выявления наиболее подходящего
в складывающихся условиях и
позволяющего достичь поставленной
цели с наибольшим эффектом.
Следующий
этап налогового планирования
– разработка общей концепции
налогообложения, обеспечивающей
реализацию стратегических экономических
целей налогового менеджмента,
т. е. практическое внедрение
планов.
Налоговое
планирование тесно связано с
налоговой политикой, и не только
на государственном уровне. С
2002 года в России предприятия
обязаны разрабатывать ежегодную
политику для целей налогообложения,
положения которой доводятся
до сведения налоговых органов.
Однако на государственном уровне
налоговая политика в определенной
степени сводится к налоговому
планированию: все параметры налоговой
политики отражаются в налоговом
планировании. Налоговая политика
состоит из стратегии и тактики,
и налоговое планирование также
подразделяется на стратегическое
и тактическое. Причем налоговое планирование
эффективно в том случае, когда имеет место
тесное взаимодействие обеих его составляющих.
Стратегическое
налоговое планирование представляет
собой долгосрочное планирование
достижения поставленных стратегических
целей, т. е. планирование налоговых
потоков на длительную перспективу
на основе стратегических параметров
налоговой политики. В современных
российских условия стратегическое планирование
на предприятии не достаточно развито,
что связано, в первую очередь, с нестабильностью
в стране – это относится к правовому
полю, экономической среде, политической
обстановке. В масштабе страны процесс
стратегического налогового планирования
более развит, что связано с наличием в
целом поставленного процесса планирования
во всех сферах деятельности и на всех
уровнях. Налоговое планирование всегда
имело место в нашей стране, составлялись
и составляются прогнозные значения налоговых
поступлений в бюджетную систему, анализируются
причины недоимок. Однако, говорить о том,
что сейчас в России есть полноценная
система налогового планирования как
элемента налогового менеджмента, еще
рано.
На уровне
отдельно взятых налогоплательщиков
большее распространение имеет
тактическое текущее или оперативное
налоговое планирование, которое
получило свое развитие в России
в середине 90-х гг. XX в. Данный
вид налогового планирования
предполагает составление прогнозных
данных и разработку планов
налоговых платежей в разрезе
на текущий год. Однако на
предприятиях разработка таких
годовых налоговых планов неизбежно
перерастает в стратегическое
налоговое планирование, если данный
хозяйствующий субъект продолжает
использовать выработанную концепцию
налоговой политики, учитывающую
меняющиеся внешние и внутренние
факторы.
В целом,
как элемент налогового менеджмента,
состоит из следующих процессов:
– налоговое
прогнозирование,
– стратегическое
и тактическое налоговое планирование,
сводное налоговое планирование
(разработка концепции налоговой
политики),
– налоговое
бюджетирование, ориентированное на результат,
– рациональное
использование полученных дополнительных
доходов на финансирование эффективных
расходов.
Важнейшей
формой финансового планирования
является бюджетирование, непосредственно
направленное на оптимизацию налоговых
потоков. Этого нельзя сказать о налоговом
менеджменте. Поэтому необходимо повысить
роль налогового бюджетирования в налоговом
планировании, сделав его центральным
звеном налогового менеджмента. В виду
особой значимости налогового бюджетирования
на государственном и корпоративном уровне,
оно будет подробно рассмотрено в специальных
разделах учебного пособия.