Рассматривая
сущность налогового менеджмента,
нельзя не сказать о его
функциях. Поскольку налоговый менеджмент
является системой управления, постольку
следует выделять функции субъекта
и функции объекта этой системы.
Функциями субъекта налогового
менеджмента являются традиционные
функции управления вообще с
учетом налоговой специфики: организация
налогового процесса, налоговое
планирование (прогнозирование), налоговое
регулирование и мотивация, налоговый
контроль. Функциями объекта налогового
менеджмента выступают функции
налогов: совокупного эквивалента
ценности общественных благ, фискальная,
регулирующая и контрольная. Функции
объекта предполагают потенциальную
возможность реализации объективной
сущности налогов, а функции
субъекта налогового менеджмента
связаны с деятельностью по
реализации функций объекта на
практике.
Задачи
налогового менеджмента являются
следующие:
– обеспечение
налоговыми доходными источниками
деятельности субъекта управления;
– эффективное
использование налоговых доходов
и налоговой прибыли;
– оптимизация
входящих и исходящих налоговых
потоков;
– обеспечение
роста налоговой прибыли (разницы
между налоговыми доходами и
налоговыми расходами) при допустимом
уровне налоговых рисков;
– минимизация
налоговых рисков при заданном
объеме налоговой прибыли;
– достижение
финансовой устойчивости и платежеспособности
субъекта управления;
– внедрение
в практику управления системы
налогового планирования и бюджетирования;
– повышение
эффективности мер налогового
регулирования и налогового контроля;
– другие
задачи.
Результатом
решения этих задач является
обеспечение налогового равновесия
и сбалансированности налоговых
потоков, т. е. надлежащее выполнение
налоговым менеджментом всех
своих функций.
Как любая
организационная структура налоговый
менеджмент строится на определенных
организационных принципах, среди
которых можно выделить следующие:
– взаимосвязь
с общей системой управления
экономикой и финансов;
– комплексный
и стратегический характер принимаемых
управленческих налоговых решений;
– динамизм
налогового управления;
– многовариантность
подходов и управленческих решений;
– учет
фактора риска при принятии
решений.
Названные
принципы являются минимальными
общими требованиями к построению
рациональной системы налогового
менеджмента на макро– и микроуровне.
3. Основы организации
налогового менеджмента
Специфика
субъекта и объекта, целей и
задач управления на макро– и
микроуровне обусловила выделение в общей
системе налогового менеджмента двух
звеньев – государственного и корпоративного.
В рамках
государственного налогового менеджмента
решаются задачи управления налоговыми
потоками в масштабе страны
и ее регионов. Целью такого
управления является максимально
возможное обеспечение органов
власти доходными источниками.
Менеджерский подход предполагает
достижение этой цели не любыми
средствами, а на основе эффективной
налоговой политики, обеспечивающей
рост налоговых доходов на
базе роста производства, продаж
и доходов налогоплательщиков.
Корпоративный
налоговый менеджмент охватывает
уровень управления налоговыми
потоками на предприятиях. Его
основной задачей является минимизация
налогов, уплачиваемых конкретным
предприятием на основе принятия
управленческих решений. Конечная
цель корпоративного налогового
менеджмента – за счет минимизации
и оптимизации налогов увеличить
доходы (денежные потоки) предприятия.
Корпоративный налоговый менеджмент
призван решать проблемы управления
налоговыми взаимоотношениями предприятий
с государством, возникающими в
связи с исполнением обязанностей
по уплате налоговых платежей.
Несмотря
на кажущиеся противостояние, различие
субъектов, целей и задач государственного
и корпоративного налогового
менеджмента, обоим звеньям (уровням)
управления присущи общие черты,
принципы и другие основы организации.
И государственный, и корпоративный
налоговый менеджмент преследуют
общую экономическую цель –
рост производства, продаж и доходов.
При рассмотрении государства
как макроэкономического юридического
лица (хозяйствующего субъекта), производящего
и распределяющего в обмен
на налоги общественные блага
и ведущего свое финансовое
хозяйство через макроэкономический
«расчетный счет» – бюджет, государственный
налоговый менеджмент принимает
форму макроэкономического корпоративного
налогового менеджмента. Сказанное
не является основанием для
абсолютного отождествления государственного
и корпоративного налогового
менеджмента, но объединяет их
в общее понятие «налоговый
менеджмент» и позволяет применять
единые организационные подходы
к управлению налоговыми потоками
как общего объекта налогового
менеджмента.
Единство
государственного и корпоративного
налогового менеджмента в рамках
общей системы управления налоговыми
потоками обуславливает единообразие
подходов к процессу принятия
управленческих решений. Как составная
часть финансового менеджмента
налоговый менеджмент строится
на принятии эффективных управленческих
решений в области входящих
и исходящих налоговых потоков
субъекта управления. Налоговый
менеджмент оперирует такими
управленческими понятиями, как
налоговый бюджет (он же налоговый
баланс), налоговые доходы и налоговые
расходы. Несмотря на особенности
их содержания на макро– и микроуровне,
и государственный, и корпоративный налоговый
менеджмент предполагают принятие эффективных
управленческих решений в области налоговых
доходов и налоговых расходов в целом
и по отдельным их статьям в рамках соответствующих
налоговых бюджетов. Схематично это представлено
на рис. 4.
Рис. 4. Схема
управления входящими и исходящими
налоговыми потоками (налоговыми
доходами и расходами) на макро–
и микроуровне путем бюджетирования
Промежуточным
положительным результатом налогового
менеджмента является получение
дополнительных налоговых доходов
и налоговой прибыли. Однако
для достижения конечной цели
управления важен не единовременный
факт получения налоговой прибыли,
а ее долговременный, устойчивый
рост на основе эффективного
использования (вложения) налоговых
доходов (прибыли), обеспечивающего
в перспективе дополнительный
рост налоговых доходов.
Субъекты
управления могут получить сиюминутную
выгоду в виде экономии на
налогах (предприятиями) или дополнительных
налоговых поступлений (органами
государственной власти), но использовать
ее в целях, не связанных
с выполнением функциональных
обязанностей, или неэффективно, нерационально.
В таком случае не будет
достигнута конечная, основная цель
налогового менеджмента – обеспечение
финансовой устойчивости субъектов
управления и экономики, устойчивого
экономического роста, роста объема
и качества общественных благ. Таким
образом, полученная субъектом управления
налоговая прибыль должна быть не «проедена»,
а эффективно вложена, использована на
цели развития или стимулирования. Поэтому
в налоговом менеджменте не менее важны
управленческие решения в области налоговых
расходов, включая расходы, связанные
с использованием (вложением) налоговой
прибыли. Только на основе комплексной
взаимообусловленности и организационного
взаимодействия управленческих решений
по налоговым доходам и налоговым расходам
будет иметь место реальный общий эффект
налогового менеджмента.
Налоговый
менеджмент строится на оптимизации
объема, состава и структуры входящих
и исходящих налоговых потоков.
Правда, способы их оптимизации
различные у государства и
предприятий. В краткосрочном
плане оптимизация налоговых
платежей хозяйствующими субъектами,
как правило сопровождается потерями
для бюджета, и наоборот, оптимизация налоговых
доходов государством влечет за собой
рост налоговых расходов предприятий.
Однако, в стратегическом плане от оптимизации
налоговых потоков (входящих и исходящих)
субъектами управления выигрывают все
– общество, экономика в целом, государство
и предприятия, учитывая общую конечную
целевую направленность налогового менеджмента
в целом. Налогоплательщики находятся
в постоянном поиске путей оптимизации
налогов, а налоговые органы пытаются
противодействовать уклонению и обходу
налогов предприятиями. На единстве и
борьбе противоположных интересов строится
налоговый менеджмент, что является нормальным
рыночным состоянием экономики и финансов.
Обобщая
все вышесказанное, можно свести
в единое целое организационно-методологические
основы налогового менеджмента,
включающие в себя цель, задачи,
методы, принципы и риски, что
наглядно представлено на рис.
5.
Налоговый
менеджмент в зависимости от
длительности периода и характера
решаемых задач подразделяется
на стратегический и тактический
налоговый менеджмент (что характерно
в равной степени и для корпоративного,
и для государственного налогового
менеджмента).
Стратегический
налоговый менеджмент определяет
долговременный курс (направления
деятельности) субъекта налогового
менеджмента и в большей мере
основывается на перспективном
налоговом планировании, прогнозировании
и регулировании как стратегических
элементах системы управления
в целом.
Тактический
налоговый менеджмент предусматривает
решение задач конкретного периода
развития путем текущего налогового
планирования и бюджетирования,
контроля и мониторинга, внесения
оперативных изменений в налоговый
процесс.
Рис. 5. Организационно-методологические
основы налогового менеджмента
4. Элементы налогового
менеджмента как системы управления
Налоговый
менеджмент как система управления
налогами состоит из структурных
элементов, конкретизирующих ее
функциональное предназначение:
– организация
управления налоговым процессом;
– налоговое
планирование;
– налоговое
регулирование;
– налоговый
контроль.
Общепризнанно
считается, что планирование, регулирование
и контроль – это элементы
налогового механизма. Вместе
с тем, здесь нет противоречия,
поскольку управление налоговым
процессом осуществляется через
налоговый механизм. В этой связи
и налоговый механизм, и налоговый
менеджмент имеют три общих
элемента (планирование, регулирование
и контроль). Эти элементы представляют
собой инструментарий, включающий
в себя методы и приемы управления.
К названным трем элементам
налогового механизма необходимо
добавить и организацию управления
налоговым процессом как элемента
налогового менеджмента.
Структура
функциональных элементов налогового
менеджмента (они являются универсальными
в государственном и в корпоративном
налоговом менеджменте), характеризующих
сам процесс управления налоговыми
потоками, представлена на рис. 6.
4.1. Организация управления
налоговым процессом
Организация
налогового менеджмента представляет
собой совокупность координационных
действий и решений субъектов
управления, обеспечивающих функционирование
налогового процесса и достижение
намеченных целей и задач налогового
планирования, налогового регулирования
и налогового контроля. Управление налоговыми
потоками невозможно без организации
налогового процесса. Налоговый менеджмент
уже есть организованная определенным
образом система, включающая в себя все
организационно-финансовые категории
управления налоговым процессом (налоговое
право, налоговую политику, процедуры
налогообложения, налоговую систему и
налоговый механизм).
Организация
государственного и корпоративного
налогового менеджмента имеют
свои особенности.
К организации
государственного налогового менеджмента
в широком смысле относится
координация всего налогового
процесса и его элементов, а
в узком понимании – организация
только исполнения налогового
бюджета в масштабах страны
и регионов. В настоящее время
в России организационно система
управления налогообложением в
основном уже сложилась. Она
представляет собой многоуровневую
и много аспектную систему с нечеткими
отношениями соподчинения между исполнительными
и законодательными органами разных уровней
государственного устройства.