Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы:
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Статистический анализ и прогнозирование налоговых поступлений……...4
2.Основные факторы, определяющие динамику поступлений налогов в бюджет РФ. ………………………………………………………………………6
3.Моделирование налоговых обязательств……………………………………..9
3.1 О моделях прогнозирования налоговых поступлений……………..……...12
3.2 Математическая модель зависимости поступлений в бюджет от величины налоговой ставки………………………………………………………………...14
4. Поступление доходов, администрируемых УФСН России по г.Москва в бюджетную систему……………………………………………………………..16
5.Налоговые поступления в бюджет России…………………………………..19
6. Налоговая стратегия и ее составляющие…………………...….…………....21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Существует целый ряд способов оценки налогового потенциала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, выраженные, в том числе, в точности и трудоемкости измерения. Среди них можно выделить оценки, базирующиеся на: фактически собранных налоговых доходах в регионе, среднедушевых доходах населения, валовом региональном продукте (ВРП), совокупных налогооблагаемых ресурсах, построении репрезентативной налоговой системы и построении репрезентативной налоговой системы с использованием регрессионного анализа.
Самый простой способ – это использование в качестве меры фискального потенциала фактически собранные налоги в регионе. Однако этот показатель не учитывает фискальных усилий региональных властей, что делает его применение нецелесообразным. Среднедушевые доходы населения и валовой региональный продукт в этом смысле не зависят от фискальных усилий, но в свою очередь в показатель доходов населения не входят доходы нерезидентов, а объем ВРП не учитывает неравенство баз (структуру производства) и ставок налогообложения.
Более
точным показателем в данном случае
являются совокупные налогооблагаемые
ресурсы, представляющие собой ВРП,
скорректированный на федеральные
налоги и платежи, однако его расчет
требует большего количества данных,
что осложняет его
Самым
точным из названных методов оценки
налогового потенциала регионов является
построение репрезентативной налоговой
системы. Методология состоит в
определении суммы бюджетных
платежей, которые были бы собраны
в регионе, если бы регион прилагал
средний уровень фискальных усилий
(к фактической налоговой базе)
Компромиссом
между точностью и
Следует
отметить, что налоговый потенциал
можно понимать по-разному. В данном
случае – это налоговые сборы, которые
бы получал регион при применении средних
налоговых усилий к фактической базе.
В более широком смысле налоговый потенциал
стоит понимать как налоги, которые способен
собирать регион, учитывая все внутренние
ресурсы, но при средних налоговых усилиях.
При оценке внутренних ресурсов необходимо
учитывать и теневой сектор, любые другие
возможности повышения налоговой базы.
Однако оценка внутренних ресурсов –
это чрезвычайно сложная задача. В некотором
смысле она решается в модели, построенной
с учетом объемов выпуска основных отраслей.
Показатели объемов в большей степени
характеризуют деловую активность региона
и, по всей видимости, лучше отражают потенциальную
налоговую базу, налоговый потенциал.
3.1.О моделях прогнозирования налоговых поступлений.
В настоящее время в мировой практике при построении краткосрочных прогнозов используются методики, основанные на микроимитационном, макроэкономическом и экстраполяционном моделировании.
Микроимитационные модели строятся на большой выборке налоговых деклараций физических лиц конкретного периода, данные которых агрегируются посредством специально определенных весовых коэффициентов таким образом, чтобы отображать поведение и структуру всех налогоплательщиков рассматриваемой территории. На основе данных моделей осуществляется прогнозирование налоговых поступлений в США, Канаде, Великобритании, Франции и Германии.
Макроэкономические модели оценивают зависимость объема налоговых поступлений (или величины налоговой базы) от набора объясняющих переменных, в качестве которых используются макроэкономические показатели, характеризующие величину налоговой базы или влияющие на уровень собираемости налогов. Модели обычно оцениваются с помощью регрессионного анализа, затем прогнозы корректируются с учетом изменений в налоговом законодательстве.
К экстраполяционным моделям относятся все экономико-математические методы, в которых в качестве исходной информации используются значения исследуемого показателя за предыдущие периоды, т.е. прогноз строится исходя из динамики значений этого показателя в ретроспективном периоде. Даже если по соображениям экономической теории в модель должны быть включены и другие переменные, то зачастую выбор делается в пользу модели с одной переменной, которая более проста и надежна, обладает лучшей объясняющей способностью, чем сложные структурные модели.
Традиционно
для прогнозирования социально-
В частности, авторегрессионные модели скользящего среднего построены на сочетании авторегрессионных процессов AR (моделей временных рядов, в которых текущее значение переменной задается функцией от прошлых значений самой этой переменной) и процессов скользящих средних МА (моделей временных рядов, в которых переменная задается функцией от прошлых ошибок). Как правило, в условиях макроэкономической стабильности авторегрессионные процессы и процессы скользящего среднего позволяют достаточно хорошо описать динамику многих макроэкономических рядов, в том числе и рядов налоговых поступлений.
Основной
недостаток, ограничивающий применение
методов экстраполяции, - их «автономность»:
прогнозы базируются на предположении
о неизменности выявленных тенденций
в будущем и не учитывают сценарные
условия социально-
Поскольку
российская статистическая база недостаточна
для применения микроимитационных
моделей, прогнозирование налоговых поступлений
в бюджет РФ строится на основе авторегрессионных
и макроэкономических моделей.
3.2.Математическая
модель зависимости
поступлений в бюджет
от величины налоговой
ставки
1. Определение проблемы
В задаче
определения оптимальных
Общеизвестно также, что большие налоги сдерживают развитие экономики, а значит и будущее наполнение бюджета.
Следовательно,
необходимо исследовать зависимость
поступлений в бюджет от величины
налоговых ставок и найти оптимальную
ставку.
2. Описательная модель
Государство
объявляет ставку налога на прибыль
и получает от фирм средства в бюджет.
Фирмы обладают собственным капиталом,
производят прибыль, отчисляют по налоговой
ставке средства в бюджет. Постналоговая
прибыль как нераспределенная прибыль
полностью включается в собственный капитал
фирмы. Вся прибыль распределяется только
на два потока: в бюджет, а остаток – в
собственный капитал предприятия.
3. Математическая модель
Сумма налоговых поступлений в бюджет за моделируемый период представлена формулой (1) при дискретном измерении и интегралом (2) при непрерывном измерении.
(1)
, где (2)
BD(t) – сумма поступивших в бюджет средств от начала моделирования к концу года t, руб;
t - время, год.
tf - последний (final) год моделирования
tb - начальный (begin) интервал моделирования;
PRFt - доналоговая прибыль (profit), полученная предприятием за год t, руб./год;
TXRT - ставка налога на прибыль (tax rate).
Капитализируемый предприятием за период моделирования остаток прибыли вычисляется по формуле (3) для дискретного времени и (4) – для непрерывного:
(3)
(4)
Прибыль за t год (или в момент времени t) рассчитывается по формуле (5)
(5)
4.Поступление
доходов, администрируемых
УФСН России по г.Москва
в бюджетную систему.
В
январе-феврале 2011 года в консолидированный
бюджет РФ поступило 202,0 млрд.руб.
доходов, администрируемых Управлением
ФНС России по г.Москве, или 116,0% от уровня
поступлений в аналогичном периоде 2010
года (без учета ЕСН в ФБ темп роста составил
118,4%).
Платежи налогов и сборов в федеральный
бюджет составили 124,5 млрд.руб., с темпом
роста – 118,0% (без учета ЕСН в ФБ – 121,9%).
В консолидированный бюджет города от
организаций, состоящих на налоговом учете
в Управлении ФНС России
по г.Москве, поступило 77,6 млрд.руб. с
темпом роста 113,0%.
Наибольшая доля в общей сумме поступлений
налоговых платежей в консолидированный
бюджет РФ – 56,3% или 113,7 млрд.руб. обеспечена
за счет налога на
добавленную стоимость. Темп роста составил
118,7% к поступлениям за аналогичный период
предыдущего года.
Вторым по объему в структуре налоговых
поступлений в отчетном периоде, с долей
23,8%, является налог
на доходы физических
лиц, сумма которого составила 48,0 млрд.
руб. или 110,5% к поступлениям января-февраля
2010 года.
Налог на прибыль за отчетный период
поступил в сумме 26,8 млрд.руб., его удельный
вес – 13,3%. По сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года его поступления
возросли на 25,7%, в том числе в федеральный
бюджет – на 62,2%, в консолидированный бюджет
города Москвы – на 18,0%.
С учетом налогов и сборов, поступивших
от налогоплательщиков, состоящих на налоговом
учете в Межрегиональных инспекциях ФНС
России, в консолидированный
бюджет города Москвы за отчетный период
поступило 99,9 млрд.руб. налогов и сборов,
что превышает поступления в январе-феврале
2010 года на 29,0%.1
5.Налоговые поступления в бюджет России.
Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет России за первое полугодие 2010 года составили 3,74 трлн рублей, что на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, отчиталась Федеральная налоговая служба (ФНС). В январе – июне прошлого года в бюджет поступило 2,88 трлн рублей.
Без учета региональных бюджетов в федеральную казну в первом полугодии поступило 1,557 трлн рублей, что на 39% больше прошлогодних показателей. Львиную долю поступлений в федеральный бюджет обеспечили налог на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (42%) и налог на прибыль (8%). При этом поступления от налога на прибыль, в отличие от других налогов, поступления от которых выросли, остаются на прежнем уровне: в первом полугодии они составили 117,5 млрд рублей.
Во-первых, государство внесло ряд изменений в налоговое законодательство, снижающих бремя по налогу на прибыль, а во-вторых, предприятия, получившие ранее убытки, сегодня при получении прибыли зачитывают эти убытки.
Рост
налоговых поступлений
Увеличению
налоговых поступлений
В первом полугодии прошлого года нефть была $60 за баррель, уже в 2010 году нефть в среднем была под $80 за баррель. Если бы цены на нефть остались на кризисном уровне в $50–60, никакого роста бы не было.
Такая ситуация типична для стран, которые зависят от цен на сырье и не имеют диверсификации экономики. Также дорожали металлы и другие сырьевые активы. Именно поэтому поступления от НДПИ выросли в 1,7 раза. Без учета НДПИ рост налоговых поступлений был бы более скромный – в рамках отскока экономики. По его словам, усилия властей или же сознательность налогоплательщиков не имеют никакого отношения к собираемости налогов.
Динамика налоговых поступлений во втором полугодии будет зависеть от нескольких факторов, прогнозировать которые сложно, сошлись во мнении эксперты.
Информация о работе Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет