Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Статистический анализ и прогнозирование налоговых поступлений……...4
2.Основные факторы, определяющие динамику поступлений налогов в бюджет РФ. ………………………………………………………………………6
3.Моделирование налоговых обязательств……………………………………..9
3.1 О моделях прогнозирования налоговых поступлений……………..……...12
3.2 Математическая модель зависимости поступлений в бюджет от величины налоговой ставки………………………………………………………………...14
4. Поступление доходов, администрируемых УФСН России по г.Москва в бюджетную систему……………………………………………………………..16
5.Налоговые поступления в бюджет России…………………………………..19
6. Налоговая стратегия и ее составляющие…………………...….…………....21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет.docx

— 375.10 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Статистический анализ и прогнозирование налоговых поступлений……...4

2.Основные факторы, определяющие динамику поступлений налогов в бюджет РФ. ………………………………………………………………………6

3.Моделирование налоговых обязательств……………………………………..9

3.1 О моделях прогнозирования налоговых поступлений……………..……...12 

3.2 Математическая модель зависимости поступлений в бюджет от величины налоговой ставки………………………………………………………………...14

4. Поступление доходов, администрируемых УФСН России по г.Москва в бюджетную систему……………………………………………………………..16 

5.Налоговые поступления в бюджет России…………………………………..19 

6. Налоговая стратегия и ее составляющие…………………...….…………....21

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 

                                                         Введение. 
 
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы: 
- справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государства соразмерно с их доходами и необходимостью;

- определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам;

- удобства, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам; 
- экономии, заключающийся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения. 
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых  государственными органами всех уровней  в установленном порядке на всей территории и страны.

Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы  достигаются главным образом  проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного  и прочих ов в статике и динамике с элементами прогноза.

Таким образом, основные задачи государства  в области совершенствования  налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом: 
- создание системы оптимального регулирования рыночных отношений в экономике; 
- демонополизация производства во всех отраслях (секторах) экономики и формирование цивилизованных форм конкуренции; 
- создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Статистический анализ и прогнозирование налоговых поступлений. 

    Статистический анализ поступлений налогов ,тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих её элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

     Неотъемлемой частью статистического анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой , с государством и населением. Своевременно внесенные и принятые в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов.

Весь  комплекс работ по анализу и прогнозированию служит основой по своевременному и обоснованному составлению бюджетов.

Поскольку на налоговые органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, они также проводят активную работу по анализу налогооблагаемой базы и прогнозированию объемов поступлений средств в бюджеты, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и других нормативных актов.

Результаты  указанной работы налоговых органов  учитываются органами исполнительной и законодательной власти при составлении и утверждении доходной части бюджетов. Наряду с этим налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.

Предметом статистического анализа являются налогооблагаемая база и составляющие её элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы, определяющие налогооблагаемую базу. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, объем которых в настоящее время составляет свыше 85% от суммы поступлений всех налогов в бюджеты.

   

Результаты статистического анализа являются основой для прогнозирования налоговых поступлений.

Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный и местный бюджеты выполняет самостоятельную роль, выступая в качестве инструмента познания и предвидения объективных и субъективных факторов, влияющих на объемы поступлений налогов в их конкретной, количественно определенной форме.

Прогноз поступлений налогов является исследованием  перспективного характера, он имеет вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона. При этом необходимо оценивать и такие отклонения, которые могут иметь место в прогнозируемом периоде, господствующие тенденции, определять возможные области их расхождения, т.е. дать оценку вероятности выявленной тенденции.

Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей должен базироваться на общеэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей народного хозяйства, конкретного региона, разрабатываемых центральными экономическими ведомствами, Государственным комитетом по статистике, Центральным банком РФ, местными органами управления, а также на исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативный (до одного месяца), краткосрочный (до одного года), среднесрочный (до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).

Содержание  прогнозов с различными временными горизонтами определяется природой прогнозируемых процессов. Чем более устойчивый характер носят эти процессы и тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

При расчетах прогнозов необходимо принимать  во внимание фактические динамические ряды поступления налогов за предыдущие периоды. При этом следует иметь в виду, что показатели за прошлые периоды должны подвергаться в необходимых случаях корректировке, основанной на изучении конкретных экономических особенностей данного периода.

В условиях неустойчивого характера экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, из названных выше видов прогнозов на практике по существу могут быть реализованы лишь первые два.

2.Основные факторы, определяющие динамику поступлений налогов в бюджет РФ.

 

   В России на динамику налоговых поступлений  негативное влияние оказывают как  микроэкономические факторы (эрозия традиционно  высокой налоговой дисциплины в  секторе бывших государственных  предприятий, изменение поведения  предприятий в связи с ростом частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций добровольной уплаты налогов, рост сферы услуг, в которой степень собираемости налогов также меньше, чем в сфере производства товаров и т.д.), так и макроэкономические (снижение высокого уровня инфляции, кризис взаимной задолженности предприятий, рост задолженности предприятий бюджету). Важное значение имеет также несовершенство налоговой системы, в частности, значительное число льгот, в т.ч. индивидуальных, большое количество противоречий в законах и нормативных актах, создающих существенные возможности для уклонения от налогов.

   Широко  распространена точка зрения, согласно которой уровень налоговых изъятий  в России в настоящее время  является крайне высоким и препятствует экономическому росту. Однако, в России он является высоким лишь для добросовестных налогоплательщиков, не имеющих налоговых преференций. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, наращивает недоимки по налогам и (или) противозаконно уклоняется от налогов. Среди факторов, определяющих низкий уровень справедливости налоговой системы, важнейшее место занимает начисление налогов с последующей задержкой их перечисления в бюджет, т.е. недоимки. Наличие мягких бюджетных ограничений позволяет предприятиям годами функционировать, увеличивая свою задолженность по отношению к бюджету. Такое положение вносит существенные различия в уровень налогового бремени для предприятий, имеющих недоимки и платящих налоги вовремя. В условиях массового характера данного явления государство практически легитимизировало существование недоимок, не только не осуществляя банкротств недоимщиков, но и устанавливая различные пропорции распределения средств, поступающих на счет предприятия, между бюджетом и нуждами предприятия, проводя реструктуризацию имеющейся задолженности, предоставляя отсрочки и т.д.

   Широкий разрыв между потенциальным объемом  налоговых сборов и фактическими налоговыми поступлениями свидетельствует о высоком уровне несправедливости российской налоговой системы. Основную тяжесть налогового бремени несут средние и крупные предприятия (в основном промышленные), не имеющие значительных льгот и связей в государственных структурах, позволяющих наращивать недоимку. Такие предприятия не имеют значительных возможностей уклонения от налогов, поскольку являются достаточно прозрачными для налоговой администрации. Точно так же, среди физических лиц полностью уплачивают налоги граждане со средними доходами, получающие заработную плату, тогда как лица с высокими доходами имеют множество способов (в т.ч. формально не противоречащих закону, таких, как трансформация облагаемых видов доходов в необлагаемые типа процентного или страхового дохода) снизить величину уплачиваемых налогов до минимума.

   В процессе эволюции налогового законодательства и адаптации к нему плательщиков, несправедливость налоговой системы  приобрела чрезвычайные масштабы, возросли и масштабы искажений, вносимые ей в  процесс установления рыночного  равновесия. На начальном этапе налоговые  нарушения были лишь способом сокращения предприятиями своих издержек без  существенного влияния на общую  конкурентную среду на рынке. Возросшие  в последние годы масштабы уклонений, существование многочисленных, в  том числе индивидуальных, льгот  по налогам, проведение дискреционной  политики по отношению к недоимщикам  привели к тому, что соблюдение налогового законодательства ставит добросовестных предпринимателей в заведомо невыгодные условия, подрывающие возможности  эффективной предпринимательской  деятельности. Если ранее уклонение от налога или использование налоговой льготы обеспечивали предприятиям доходы выше среднего уровня (которые можно интерпретировать как премию за риск применения штрафных санкций или своеобразную ренту от применения налоговой льготы), то с ростом масштабов уклонения от налогов (означающим усиление несправедливости налогообложения) соблюдение налогового законодательства во многих сферах деятельности уже не обеспечивает получения среднего уровня прибыли. Это объясняется тем, что величина цен формируется с учетом доминирующего уровня уклонения от налогов. В результате происходит негативный отбор : добросовестные налогоплательщики или вытесняются с рынка, или (что происходит чаще) принимают новые правила игры, заключающиеся в выбивании льгот, отсрочек и просто в противозаконном уклонении от налогов. 

3.Моделирование налоговых обязательств.

Задача налогового моделирования тесно связана с учетом оценки налогового потенциала регионов, позволяющей определить средние ожидаемые налоговые сборы в регионах.

Различные регионы обладают неодинаковым уровнем  получаемых доходов на душу населения, что связано, в частности, с неодинаковой налоговой базой – различиями в уровне экономического развития, различием отраслевой структуры. Однако уровень доходов, получаемых регионами, зависит также и от фискальных усилий местных властей. Другими  словами, налоговые поступления  зависят от величины ставок налогообложения  в рамках местных налогов и  сборов, уровня отношения собираемых налогов к начисленным и борьбы с уклонением налогов. Так, например, в высокодоходном регионе сбор налогов может быть значительно ниже, чем в регионе с меньшей налоговой базой за счет разных фискальных усилий властей. В связи с этим возникает необходимость в умении правильно оценить налоговый потенциал регионов, позволяющий проводить экономическую политику, нацеленную на повышение фискальных усилий местных властей по сбору налогов.

Информация о работе Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет