Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.
Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
В целом, развитию налоговых систем зарубежных стран на современном этапе присущи такие черты, как:
-расширения налогообложения личных доходов,
-модернизация налогов на потребление;
-уменьшение влияния
налогов на прибыль
-непрестанный рост отчислений на социальное страхование38.
Налоговая система в каждой стране имеет свои особенности, а потому все изменения, которые в ней происходят, нуждаются в глубоком анализе и могут служить лишь дополнительным информативным материалом для практических действий в каждом конкретном случае.
В западной научной доктрине относительно построения налоговых систем господствует истина, что для осуществления налоговых реформ необходимым условием являются определенные демократические принципы, такие как свобода политического выбора, наличие выбора вероятного свободного экономического поведения, которое основывается на частной собственности. При таких условиях все политические и экономические силы с привлечением парламентского механизма законотворчества добиваются удовлетворения собственных интересов путем поиска оптимальных вариантов. В европейских странах налоговая политика формируется как результат сложного процесса взаимодействия интересов экономического, социального и культурного характера. Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что налоговая политика в европейских странах является составляющей общей социальной политики общественного благосостояния.
Научное мнение европейских стран чаще всего сосредоточивает свое внимание на проблеме достижения справедливого налогообложения в обществе. Решением этой проблемы с помощью налогов занимались Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия) - последователи основных идей учения И. Бентама и Д. Милля, которые придерживались мнения, что налогообложение должно быть справедливо. Оценивая точку зрения западных авторов на справедливость в налогообложении, нельзя не заметить их либеральный, даже гуманистический, общечеловеческий характер. Западные ученые отмежевываются от социальной конфронтации и классового подхода к распределительным процессам, проповедуют свободу хозяйственной и интеллектуальной деятельности, политического выбора как абсолютной общественной ценности. В конце XX века распространилась теория оптимальной налоговой системы. Самыми яркими представителями этой доктрины является Ф. Рамсей39 и П. Самуельсон40. Основными характеристиками оптимального налогообложения является учет, кроме фискального, побочных экономических и социальных факторов. Конечную цель оптимального налогообложения можно истолковать так, что при заданных бюджетных доходах нужно минимизировать негативный эффект от налогов, а позитивный — максимизировать. Нужно отметить, что идеалы оптимального налогообложения воплощаются в реформирование налоговых систем большинства европейских государств.
В целом, развитие
теоретических принципов
Прежде всего, следует отметить, что, невзирая на все различия, которые видны при анализе соотношений, характеризующих налоговую политику разных стран, необходимо четко проследить тенденцию зависимости удельного веса отдельных налогов от общего уровня экономического развития той или другой страны. Рейтинг ряда стран по критериям оптимальности налоговой системы представлен в таблице 2.2 и рисунке 4
Таблица 2.2. - Рейтинг ряда стран по критериям оптимальности налоговой системы
Страна |
Год |
простота уплаты налогов, место |
число платежей, место |
Затрачиваемое время, место |
Общее место в рейтинге |
Китай |
2008 |
168 |
104 |
168 |
163 |
2009 |
132 |
16 |
160 |
170 | |
2010 |
125 |
9 |
165 |
160 | |
2011 |
114 |
9 |
154 |
158 | |
США |
2008 |
76 |
21 |
122 |
102 |
2009 |
46 |
26 |
65 |
95 | |
2010 |
61 |
30 |
69 |
118 | |
2011 |
62 |
35 |
66 |
124 | |
Франция |
2008 |
82 |
65 |
36 |
157 |
2009 |
66 |
30 |
40 |
160 | |
2010 |
59 |
9 |
40 |
165 | |
2011 |
55 |
9 |
36 |
163 | |
Германия |
2008 |
67 |
39 |
65 |
124 |
2009 |
80 |
49 |
68 |
128 | |
2010 |
71 |
52 |
73 |
112 | |
2011 |
88 |
53 |
84 |
128 |
Рисунок 4 - Рейтинг стран с учетом критериев оптимальности
Неравномерность экономического развития стран отражается на динамике удельного веса налогов в ВВП. Эта доля имеет тенденцию к росту. Четко прослеживается тенденция к постепенному, в меру повышения уровня экономического развития, росту доли налоговых поступлений41.
В большинстве
стран власть реально оценивает
свои возможности в отрасли
Наличие общих подходов относительно формирования налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности:
- современные
налоговые системы сложны для
понимания налогоплательщиков
- налог на
прибыль физических лиц
- налогообложение
компаний стимулирует их
В целом зарубежные специалисты считают основными изъянами налоговых систем их сложность, неустроенность и избыточность налоговых ставок.
Ввиду того, что эффективность налогообложения в значительной мере зависит от уровня контроля над уплатой налогов, следует сразу отметить, что в отдельных странах налоговая служба существенно отличается как организационной структурой, так и уровнем административной ответственности. В подавляющем большинстве стран, как правило, налоговая администрация (ведомство) является составляющей министерств финансов, что не исключает определенную автономность в осуществлении ею своих функций. Общим является и то, что налоговые инспекции в развитых странах построены по территориальному признаку42.
В то же время
привлекает внимание усиление контроля
над деятельностью
Важной функцией налоговых органов является разъяснение гражданам законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Во многих странах широко используются разные формы разъяснительной работы, растет количество приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других службах налоговых органов, действует разветвленная сеть телефонных справочных служб, образуются консультационные и информационные пункты в мэриях, общественных организациях, большими тиражами выходят брошюры, справочники, обзоры налогового законодательства.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, какое большое значение имеют в зарубежных странах проблемы урегулирования взаимоотношений плательщика налога с налоговыми органами, что, является главным фактором эффективности всей системы налогообложения.
Таким образом, подытоживая результаты анализа формирования налоговых систем в разных странах и определяя их значение для России, можно прийти к основному выводу, что проблема совершенствования налоговых систем появилась не только перед странами с переходной экономикой, но и перед развитыми государствами. Она объективна и определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического развития.
Таким образом, в разных странах ведется постоянный поиск оптимальных вариантов в системе налогообложения. По мнению многих экономистов Западной Европы (К.Эклунд (Швеция), Ж. Дебрё (Франция), М. Алле (Франция), Л. Эрхард (Германия) и др.) , налоговая система оптимальна, если базируется на следующих положениях:
а) расходы государства на содержания налоговой системы и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;
б) налоговый груз нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;
в) процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;
г) этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости; при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, касающихся личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами;
д) полномочия налоговых
органов должны быть оптимальными
под строгим контролем
е) ужесточение штрафных санкций в сторону их увеличения для тех налогоплательщиков, которые систематически уходят от налогообложения.
Приведенный перечень доказывает, что эти общие требования в значительной мере повторяют фундаментальные принципы, которые должны быть основой для построения налоговой системы любого цивилизованного государства. Поэтому основным направлением повышения эффективности налоговых систем как основы для их совершенствования может быть более активное воплощение фундаментальных принципов налогообложения, которые являются приобретением многих поколений ученых и практиков. И хотя эти мероприятия специфические в разных странах, но в целом они направлены на достижение справедливости и эффективности налогообложения. На сегодня в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система действительно должна влиять на стабилизацию экономического цикла, стимулирования экономического роста, ограничения инфляции и безработицы.
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран