Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.
Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями:
Налоговые отношения могут существовать только как отношения правовые и прекращают свое существование вместе и одновременно с тем, как утрачивают юридический характер.
Через налоговое
правоотношение осуществляется регулирование
фактического общественного отношения
в области распределения
Налогово-правовая
норма конкретизируется в правовом
отношении, которое при наличии
оснований, предусмотренных
Принципами нормативно-
Систему источников
регулирования налоговых
Налоговые
правоотношения возникают, изменяются
и прекращаются в связи с юридическими
фактами – конкретными
Кроме того, по волевому признаку юридические факты подразделяются на действия (бездействие) и события. Если юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований, то юридические события – это обстоятельства, не зависящие от воли людей.
В свою очередь, действия делятся на правомерные и неправомерные.
Неправомерные действия – это действия, нарушающие предписания законов, иных правовых актов или принципов права. К их числу можно отнести:
Неправомерные действия, влекущие правовые последствия, именуются налоговыми правонарушениями.
Правомерные действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты. Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками.
Основное место в системе правомерных юридических действий в налоговом праве занимают юридические акты, которые могут быть разделены на две группы.
Налогово-правовые акты индивидуального регулирования, среди которых главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования. Субординационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования принимаются органами государства или местного самоуправления в одностороннем порядке на основе их компетенции и содержат индивидуально-императивные волеизъявления. Они выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, в частности, в следующих случаях:
1) предоставление
налогоплательщику налогового
2) предоставление
судом отсрочки и рассрочки
уплаты госпошлины или
Прочие акты волеизъявления субъектов налогового права, к которым, например, относятся заявления, которые подают субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита и т.п.
Основным содержанием
налогового правоотношения является одностороннее
обязательство плательщика
Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их регулирования – метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов. Методу властных предписаний характерно преобладание обязываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве)18.
Наряду с властными предписаниями налоговому праву известны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договором между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Итак, налоговое правоотношение можно определить как урегулированное нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационное публичное властное общественное отношение, складывающееся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которого является публично-правовое образование. Налоговое правоотношение представляет собой результат действия налогово-правовой нормы.
Рассмотрим виды налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения весьма многообразны. Для более глубокого и детального изучения необходимо их классифицировать по различным основаниям. Классификация – распределение по группам, разрядам, классам.
Исходя из основных функций права, налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные19.
Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права.
Содержание регулятивного налогового правоотношения в значительной мере определяется типом правоотношения. В связи с этим регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на отношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. К регулятивным налоговым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и т.д. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, с НК РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. НК РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д20..
Регулятивные налоговые правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) – это такие правоотношения, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия. Основная масса налоговых правоотношений – это относительные правоотношения. Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, правоотношения по налоговому контролю, по получению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и т.д. В большинстве случаев в относительных налоговых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта.
Абсолютные налоговые правоотношения также имеют место в налоговом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными налоговыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) – это такие правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект. Так, к абсолютным налоговым правоотношениям можно отнести правоотношение по установлению налогов и сборов. Здесь праву представительного органа власти на установление налога противостоит обязанность всякого субъекта не препятствовать его реализации.
По мнению М.В. Карасевой налоговые правоотношения в зависимости от характера налогово-правовых норм можно подразделить на материальные и процессуальные21.
Материальные налоговые правоотношения возникают на основе материальных норм налогового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных налогово-правовых норм. Материальные налоговые правоотношения служат средством реализации материальных прав и обязанностей субъектов налогового права, а процессуальные налоговые правоотношения обеспечивают порядок реализации этих прав и обязанностей. К материальным налоговым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог и право налогового органа требовать его уплаты; право организации обращаться к финансовому органу за получением отсрочки уплаты налога и обязанность налогового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д. К процессуальным налоговым правоотношениям относятся правоотношения, возникающие в ходе налогового процесса, т.е. в ходе производства по исчислению и уплате налога, в ходе налогово-контрольного производства, в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.
Процессуальные налоговые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.
Налоговые правоотношения
могут быть также подразделены на
имущественные и
По субъектному
составу налоговые
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран