Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.
Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиканалога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Ставки налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году29
№ |
Вид и группа добытого полезного ископаемого |
Ставка Процентная |
1 |
Калийные соли |
3,8 |
2 |
Торф |
4,0 |
3 |
Калийный и бурый уголь, антрацит, горячие сланцы |
4,0 |
4 |
Апатит нефелиновые и фосфоритовые руды |
4,0 |
5 |
Кондиционные руды черных металлов |
4,8 |
6 |
Сырье радиоактивных металлов |
5,5 |
7 |
Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд |
5,5 |
8 |
Неметаллическое сырье для металлической индустрии |
5,5 |
9 |
Соль природная и чистый хлористый натрий |
5,5 |
10 |
Подземные промышленные и термальные воды |
5,5 |
Окончание таблицы 1.2
№ |
Вид и группа добытого полезного ископаемого |
Ставка Процентная |
11 |
Нефелины, бокситы |
5,5 |
12 |
Горнорудное неметалличское сырье |
6,0 |
13 |
Битуминовые породы |
6,0 |
14 |
Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото |
6,0 |
15 |
Иные полевые ископаемые, не включенные в другие группировки |
6,0 |
16 |
Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота) |
6,5 |
Водный налог
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:
Тарифная ставка водного налога на использование воды в 2012 году дифференцированы и устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей, а также экономическим районам. При заборе воды с превышением установленных лимитов водопользования ставки устанавливаются в пятикратном размере в части такого превышения. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов они определяются как 1/4 часть утвержденного годового лимита. При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка водного налога в 2012 году составляет 70 рублей за 1000 кубических метров воды30.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Основание - Налоговый Кодекс РФ, глава 25.1.31 Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 4532. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; за медведя бурого — 6000 рублей; за фазана, тетерева — 20 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.
Ставки сбора за каждый объект, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти.
В таблице 1.3 представлены примеры ставки сборов за пользование объектамиживотного мира
Таблица 1.3 - Ставки сборов за пользование объектами животного мира33
Наименование объекта животного мира |
Ставка сбора в рублях (за одно животное) |
Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом |
15000 |
Медведь (за исключением камчатскийх популяций и медведя белогрудого) |
3000 |
Медведь бурый (Камчатские популяции), медведь белогрудый |
6000 |
Благородный олень, лось |
1500 |
Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон |
600 |
Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха |
450 |
Дикий северный олень, сайгак |
300 |
Соболь, выдра |
120 |
Барсук, куница, сурок, бобр |
60 |
Окончание таблицы 1.3
Наименование объекта животного мира |
Ставка сбора в рублях (за одно животное) |
Харза |
100 |
Енот-полоскун |
30 |
Степной кот, камышовый кот |
100 |
Европейская норка |
30 |
Глухарь, глухарь каменный |
100 |
Улар кавказский |
100 |
Саджа |
30 |
Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница |
20 |
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Основание - Налоговый кодекс РФ, гл. 25.3, ст. 333.16-333.42.
Плательщиками государственной пошлины признаются: организации и физические лица.
Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной и безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата34.
Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана35. Базой для расчета таможенной пошлины является таможенная стоимость товара. При экспорте и импорте она определяется по-разному.
Анализ, проведенный в первой главе исследования, позволяет сделать следующие выводы: Под налоговой системой понимает совокупность прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговые правоотношения – это юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В РФ трехуровневая система налогообложения.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.
Прежде чем взимать тот или
иной налог, государство в лице законодательных
или представительных органов власти
в законодательных актах
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран
Налоговые системы зарубежных стран имею определенные принципы построения налоговой системы и представляют собой основные исходные положения системы налогообложения. Шотландский экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»36 первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.
Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 2.1:
Таблица 2.1- Система принципов налогообложения А.Вагнера37
Финансовые принципы организации налогообложения |
Достаточность налогообложения. Эластичность (подвижность) налогообложения |
Народнохозяйственные принципы |
Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса -должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом). Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения |
Этические принципы (принципы справедливости) |
Всеобщность налогообложения. Равномерность налогообложения |
Административно-технические правила (принципы налогового управления) |
Определенность налогообложения. Удобство уплаты налога. Максимальное уменьшение издержек взимания |
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран