Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Одним из принципиально важных направлений совершенствования любого законодательства вообще и налогового законодательства в частности является его содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон законодательства во всех аспектах его изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данного законодательства с его аналогом для сопоставления отдельных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.
Введение 4
1 Законодательство о налогах и сборах 6
1.1 Понятие, функции законодательства о налогах и сборах 6
1.2 История развития законодательства о налогах и сборах 8
1.3 Основные проблемы законодательства РФ о налогах и сборах 11
2 Сравнительный анализ налогового законодательства 18
2.1 Налоговое законодательство РФ и его анализ 18
2.2 Налоговое законодательство зарубежных стран и его анализ 24
3 Рекомендации по улучшению налогового законодательства РФ 33
3.1 Пути и возможные способы улучшения налогового законодательства РФ........................................................................................................................33
3.2 Перспективы развития налогового законодательства РФ 41
Заключение 43
Список использованных источников 45
России и зарубежных стран
Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.
Приведем краткие результаты анализа российской налоговой системы. Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются. Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.
Региональный потенциал
Отраслевой потенциал как
Конкурентный потенциал данной
системы следует признать
Фискальная функция системы
Доходы физических лиц, в
Для получения реальных
Налогообложение собственности,
приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.
Главным источником
Степень реализации той или иной функции или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.
Целесообразным представляется проанализировать изменение структуры налоговых доходов в динамике в период 2008-2010 год.
Таблица 1 - Структура налоговых доходов консолидированного
Бюджета РФ в 2008-2010 годах
Показатели, в % | 2008 | 2009 | 2010 |
- налог на прибыль организаций | 18,88 | +0,24 | +0,91 |
- НДФЛ | 10,02 | +0,63 | +0,54 |
- НДС | 20,86 | -3,57 | +3,82 |
- акцизы | 3,59 | -0,49 | -0,72 |
- налоги на совокупный доход | 1,10 | +0,01 | +0,05 |
- налоги на имущество | 3,59 | -0,03 | +0,28 |
- платежи
за пользование природными |
14,19 | +0,48 | -2,37 |
- налоги
на внешнюю торговлю и |
22,99 | +2,62 | -3,93 |
- единый социальный налог | 3,80 | -0,18 | отм |
- прочие налоги и сборы | 0,98 | -0,33 | +0,49 |
Из
приведенных данных видно, что в
структурном плане наибольшие изменения
коснулись следующих видов
Анализируя
структуру налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ, интересно
также проанализировать изменение
структуры косвенных и прямых
налогов в динамике. Графически изменение
структуры прямых и косвенных налогов
представлено на рисунке 1.
Рисунок
1 – Изменение удельного веса косвенных
и прямых налогов в общей сумме доходов
консолидированного бюджета
Приведенный график говорит о том, что в целом за рассматриваемый период произошло уменьшение доли косвенных налогов в формировании бюджета, и увеличение доли прямых налогов. По итогам 2010 года, доля прямых налогов составила 64,5 % от общей величины доходов консолидированного бюджета РФ; доля косвенных налогов – 19,94 %. В рамках анализируемого периода наблюдалась тенденция к росту удельного веса прямых налогов и сокращению удельного веса косвенных налогов.
Также необходимо проаналировать насколько исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года – 2008-2010 года.
Таблица 2- Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета
В 2008-2010
Показатель | Исполнение, % | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Налоговые доходы | 103,71 | 105,65 | 111,11 |
Налоги на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ) | 105,99 | 111,11 | 121,62 |
Налоги и взносы на социальные нужды | 106,26 | 96,78 | 100,63 |
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы) | 97,58 | 100,78 | 114,34 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 101,84 | 102,62 | 106,07 |
Налоги на имущество | 103,89 | 106,05 | 102,68 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 101,23 | 104,00 | 101,67 |
Государственная пошлина | 104,67 | 110,69 | 100,08 |
Таможенная пошлина | 100,22 | 101,84 | 101,13 |
Из
таблицы видно, что в целом
государственный план по налоговым
доходам перевыполняется, причем с
каждым годом процент его выполнения
растет – по итогам 2010 года он был перевыполнен
более чем на 11 %. Однако, по некоторым видам
налогов и сборов имеет место и недовыполнение
плана. Для наглядности представим данные
таблицы 2 в виде гистограммы.
Рисунок
2 – Исполнение налоговых доходов консолидированного
бюджета РФ в 2007-2009 годах
Из
гистограммы видно, что по большинству
налоговых доходов
Налоговая
система Австрии насчитывает 100 различных
налогов и сборов. В ходе эволюционного
развития и постепенного реформирования
налоговой системы был
При
этом законодатель исходит из невозможности
проведения автономной авторитарной налоговой
политики и, как следствие, вытекающей
отсюда необходимости соблюдения оптимального
баланса интересов государства
и предпринимателей (налогоплательщиков),
понимая, что нарушение этого
баланса и несоразмерное
К числу вышеупомянутых принципов (подходов)
относятся:
Информация о работе Сравнительный анализ налогообложения россии и зарубежных стран